MSCA Gallery в партнерстве с Фондом поддержки современного искусства «ЛЕЩУКФОНД» представляет выставку выпускниц Московской школы современного искусства «Труд».
В марте 2025 года среди выпускников Московской школы современного искусства был проведен конкурс на получение гранта для реализации художественных проектов. Победительницами стали Хекуба Шанро, Анна Бёрч и Дастя Лазуба (Дарья Лазарева и Анастасия Кашуба).
Труд — не просто способ выжить, но и способ существовать. От античных философов до Хайдеггера и Сартра — мы представляем труд как форму самопознания, свободы и отчуждения. В XX–XXI веках индустриализация, глобализация и цифровизация изменили его облик: автоматизация ставит под вопрос саму необходимость человеческого труда.
Как меняется человек в этом процессе? Остаётся ли труд методом самореализации или превращается в бессмысленное повторение?
Выставка исследует труд как трансформацию личности, акт творчества, экономическую необходимость, социальную практику и экзистенциальный выбор. Через призму искусства мы задаёмся вопросом: что значит трудиться сегодня — и кто мы, когда перестаём трудиться?
Дастя Лазуба выступает как археолог подавленных желаний, раскапывая нереализованные мечты других — те проекты, которые так и остались «на потом». Её работа раскрывает прокрастинацию не как лень, а как форму молчаливого сопротивления системе, требующей постоянной продуктивности. В отказе от действия — свой труд: внутренний, невидимый, но глубоко человеческий.
Хекуба Шанро превращает идеологию в лабораторию, создавая метафорический цех по производству смысла. Ее проект — это эксперимент по конструированию новой истины, где четыре «препарата» ведут к якобы окончательному самоопределению. Через сатирическую модель «производства личности» она ставит под сомнение саму идею, что труд должен раскрывать «кто ты есть» и напоминать, как легко преобразовать поиск смысла в ещё одну форму контроля.
Анна Бёрч превращает культурный символ — «Лебединое озеро» — в ритуал труда. В её инсталляции танец лишается музыки и романтики, становясь чистой механикой: синхронным, дисциплинированным, бесконечным. Стеклоблоки, символы советского утопического строительства, создают пространство, где прозрачность обманчива, а коллективное движение заменяет индивидуальный голос. Работа раскрывает, как национальные и культурные коды формируют труд — и как даже красота может быть подчинена логике производительности.
Вместе эти проекты приглашают зрителя не только увидеть труд, но и почувствовать его: как груз, как сопротивление, как поиск себя и как систему, в которую мы встроены. Что остается от человека, когда труд определяет не только его действия, но и его идентичность? Возможно, ответ в смелости не выбирать, в праве на «не-труд», в акте, который сам по себе становится искусством.
Кураторы: Жанна Бобракова, Михаил Левин
Фонд поддержки современного искусства «ЛЕЩУКФОНД» был основан в 2024. Одной из главных целей фонда является поддержка и реализация проектов в искусстве, отражающих современную действительность, общественные и экономические изменения и процессы. Учредитель фонда — Олег Лещук, коллекционер, президент коммуникационной группы АДВ. Президент и соучредитель — Мария Кожевникова, арт-менеджер, специалист по коллаборациям искусства и бизнеса.