Как давно ты занимаешься искусством?
Сколько себя помню. В разных формах и степени сознательности, но жизнь без искусства меня никогда не привлекала. Сложно вообразить себя кардинально в другом контексте деятельности. Даже с далекими от искусства задачами предпочитаю справляться, выбирая творческий поход.
«На фоне “беспредметности” танца, в живописи меня привлекает работа с осязаемым результатом и возможность передать то, что неподвластно движению. Танец, напротив, проявляется спонтанно и позволяет <…> физически переживать идею, отдаваясь ей без остатка»
Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?
Высшего образования у меня нет. Попытка получить его в области хореографии стала слишком утомительной и показалась бесполезной. Пожалуй, в этом и заключается мое отношение к необходимости получать художественное образование. Она, на мой взгляд, есть в двух случаях: при четком понимании, зачем, и в полном непонимании, что с собой делать.
Опиши свой обычный рабочий день.
Я живу в хаотичном графике, когда день складывается в зависимости от предстоящих задач и всегда по-разному. Если работаю над полотнами, бывает, что по несколько дней, а то и неделями не покидаю стены мастерской. Такого рода процесс требует полного включения, иначе ничего дельного не выйдет. Подобные периоды сопровождаются чтением книг, ресерчем, закупкой материалов, их подготовкой к работе и непосредственно художественной практикой. Иногда целый день может уйти только на поиск цветовых решений или на разработку эскизов. Бывает, что художественная практика пересекается с танцевальными постановками и съемками. В таких случаях на срок проекта я становлюсь частью команды и график заполняется репетициями, встречами и звонками, нередко выходящими за рамки рабочего дня. Приходится развивать гибкость в планировании и успевать всё.
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
В теплое время года любимый досуг — катание на самокате. Даже в самые загруженные дни выезд хотя бы на полчаса обязателен. Просмотр кино и сериалов или чтение литературы приоритетны в стенах дома. За его пределами — выставки искусства или прогулки с друзьями. И, конечно, путешествия с максимально активной физической программой: походы, лыжи, дайвинг и прочие активности. Для меня очень важно поддерживать близость с природой, это даёт почву для новых идей, генерация которых не прекращается и в свободное время.
В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотел попробовать?
Основные медиумы, с которым я работаю — хореография и живопись. На фоне «беспредметности» танца, в живописи меня привлекает работа с осязаемым результатом и возможность передать то, что неподвластно движению. Танец, напротив, проявляется спонтанно и позволяет транслировать наиболее активные эмоциональные всплески и физически переживать идею, отдаваясь ей без остатка. Также я работаю с объектами, но пока не уделяю этому медиуму достаточно времени и внимания. Очень хотел бы реализовывать тотальные инсталляции.
Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотел бы поработать?
Работа с пространством — ключевая тема моих произведений. Сейчас наибольшее внимание занимают понятия пустоты и наполненности, как с физической, так и с философской точек зрения. Также меня увлекают темы подсознания, смерти и потусторонних, мистических миров, которых в своей практике я пока касаюсь лишь косвенно, но хотел бы развивать в дальнейшем.
Что мотивирует тебя создавать новые работы?
Внутренний непреодолимый импульс.
В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?
В будущем мне хочется развиваться как в области хореографии, так и в живописной практике. Я намерен реализовывать сольные художественные проекты с объектами, инсталляциями и перформансами, а также масштабировать фестиваль современного танца «Обмен», над которым работаю со своей командой с 2018 года.
Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.
Если говорить о художниках, не могу не назвать таких имен, как Марк Ротко, Герхард Рихтер и Дональд Джадд. Их влияние, кажется, несложно уловить в моих работах. Из неочевидных для меня самого, восхищают работы Босха. Из музыкантов трогают душу Том Йорк, Николас Джаар и всякого рода минималисты и экспериментаторы в духе Alva Noto или Four Tet. Среди режиссёров слежу за такими ребятами, как Йоргос Лантимос и Рубен Эстлунд, да и в целом стараюсь не пропускать важные авторские картины. В литературе предпочитаю нон-фикшн и философию, удивительным образом вмещающий в себе эти категории — роман «Когда мы перестали понимать этот мир» Бехамина Лабатута, произвёл наибольшее впечатление из последнего.
Если бы ты мог провести выставку в любом месте, где бы она прошла?
В открытом море.
Что больше всего ты любил рисовать в детстве?
Вымышленные географические карты.