Пятого октября в пространстве Cube.Moscow открывается 14 новых выставок современного искусства — в экспозициях будут представлены работы авторов разных поколений, работающих с различными темами и материалами. Специально для Time Out управляющий директор арт-платформы Юлия Большакова рассказала об особенностях сообщества художников, возросшей роли женщины в искусстве и нестандартных ситуациях на работе.
Сегодня вы руководите одной из крупнейших арт-площадок в Москве, но ваша карьера начиналась за пределами сферы современного искусства. Расскажите о своем профессиональном бэкграунде.
До того как присоединиться к команде Cube.Moscow я работала в крупной международной организации, которая предоставляла услуги аудита и консалтинга российским и зарубежным клиентам. Когда я получила второе высшее образование в области истории искусств, наша компания решила запустить новое глобальное направление — «Искусство и финансы». Мне предложили присоединиться к команде и координировать всю работу. Мы исследовали правовые и финансовые особенности российского рынка, пообщались с ключевыми представителями мира искусства. Знакомство с галеристами и художниками вдохновило меня на приобретение работ современных авторов — так началась моя личная коллекция.
С некоторыми участниками арт-процесса у меня сложились теплые отношения. Среди них оказалась Елена Белоногова, основательница Cube.Moscow, которая предложила мне стать операционным, а потом и управляющим директором арт-платформы. Cube.Moscow в этом году исполнилось пять лет, два из которых я принимаю участие в его развитии, чем очень горжусь.
Какими особенностями, на ваш взгляд, обладает арт-сообщество? Легко ли было в него влиться?
В любое сообщество интегрироваться непросто. С одной стороны, арт-рынок в России небольшой, и с большинством его участников можно познакомиться довольно быстро. В то же время сфера современного искусства обладает некой герметичностью, что, возможно, и порождает вокруг нее разные мифы, формируя ощущение недоступности, элитарности.
Думаю, правда где-то посередине. Чтобы добиться признания, человеку действительно нужно обладать обширными знаниями в области культуры и понимать специфику работы. Но конечно, есть место для доверительных человеческих отношений, что я очень ценю. В искусство я пришла из сферы, где особенно ценятся репутация и профессионализм — стараюсь сохранять это и сейчас.
Как происходит выстраивание рабочих процессов в арт-сфере? Важен ли креативный подход к делу?
За глаза коллеги иногда называют меня «человек-табличка». В этом есть доля правды: я сильна в умениях организовывать процессы и мотивировать команду. Но вместе с тем я участвую во всех креативных разработках. Ведь чтобы запустить продукт на рынок, его нужно сначала придумать, сделать уникальным и понять, в каком направлении развивать.
Помимо того, что мы поддерживаем в Cube.Moscow динамичный выставочный график, развиваем еще проекты в digital-сегменте: онлайн-маркетплейс современного искусства Cube.Market, аукционную платформу, курируем партнерские проекты. И для меня очень важна командная работа, я выступаю за то, чтобы у любого было право голоса, своя роль в принятии решений. А еще мне хотелось бы, чтобы в коллективе у всех была одна цель, но каждый участник имел свой путь развития: в нашей сфере это особенно важно.
Приходилось ли вам сталкиваться с неординарными ситуациями в процессе работы в арт-индустрии?
Вся арт-сфера строится на взаимодействии с творческими людьми. Главный человек в нашем деле — художник, ведь именно результаты его труда мы транслируем миру. В коммуникации необходимо обладать чуть большим терпением и тактом, чем, возможно, в других сферах.
Интересные ситуации возникают часто — приятные, сложные, комичные. Недавно, накануне открытия флагманской выставки в большом зале Cube.Moscow, один из художников решил дополнить экспозицию огромным арт-объектом. Куратор был категорически против такого вмешательства в его замысел — назревал конфликт. До пресс-показа и прихода гостей оставались считанные часы, и в тот момент мне пригодились все мои навыки тончайшей дипломатии, благодаря которой удалось найти компромисс. А после этого пришлось мобилизовать силы креативного мышления — нужно было придумать, каким образом спрятать массивный арт-объект в хранилище, чтобы не нарушить правила пожарной безопасности и не помешать галеристам.
Какой самый заметный тренд в современном искусстве вы бы отметили?
За последние годы роль женщины в мире искусства заметно возросла. Это подтверждают международные отчеты, в первую очередь, самый авторитетный из них The Art Basel & UBS Art Market Report.
Если рассматривать локальный контекст, в Cube.Moscow большую часть выставок составляют экспозиции художниц. В своих работах они часто поднимают серьезные и проникновенные темы: место женщины в современном обществе, поиск собственного пути, исследование свойств человеческой памяти и опыта эмоциональных переживаний. Их произведения всегда отличаются особенной лирикой, которая сочетается с тонкой интеллектуальностью, но в них есть место и экспрессивной передаче чувств, неуловимых состояний души. Приятно наблюдать, что продажи предметов искусства, созданных женщинами, с каждым годом только растут.
Впрочем, речь не только о художницах. Большую роль играют и профессиональные кадры — например, 80% нашего коллектива составляют девушки. Активно на арт-рынке показывают себя женщины-коллекционеры — по некоторым параметрам они уже обгоняют мужчин.
Расскажите о личной коллекции искусства — какие у вас арт-предпочтения?
В современном искусстве, как и в любой другой сфере, я ценю профессионализм, поэтому считаю, что образование для современных авторов важно. На мой взгляд, высокий уровень подготовки и мастерства художника в сочетании с глубиной его высказывания, а также использованием неочевидных форматов — всегда будет рождать интерес у коллекционеров и публики.
Моя коллекция состоит из работ современных российских художников: Константина Батынкова, Михаила Молочникова, Гоши Острецова, Дарьи Коноваловой-Инфанте, Наташи Рябовой. Мне очень нравятся произведения из текстиля. Один из фаворитов собрания — работа Кирилла Манчунского «Любимое место». Я приобрела ее на ярмарке Cosmoscow в галерее Александра Шарова «11.12». Эта работа радует меня каждый день.
Все работы в моей коллекции появлялись в разное время и довольно стихийно: что-то приобретала у галериста Ольги Поповой, что-то привлекло мое внимание в галерее моей подруги Ксении Подойницыной InArt Gallery, что-то купила во время пандемии в рамках полюбившегося всеми проекта «Шар и Крест». Не могу сказать, что у меня выработана какая-то продуманная система коллекционирования — искусство я выбираю душой. Но совершенно точно в моем собрании прослеживается единая стилистическая и нарративная линия: чаще всего я выбираю работы с выраженной экспрессивной эстетикой, еще очень ценю женские образы — они составляют большую часть.
Чтобы вы порекомендовали тем, кто только знакомится с современным искусством, — как в нем разобраться неофиту?
Мне кажется, сначала все просто: либо нравится, либо нет. Если дело доходит до покупки искусства — уже сложнее. Для начала нужно определиться с бюджетом, понять цель приобретения работы — подарок это или произведение для своего интерьера. Или, может быть, высказывание художника напомнило вам что-то из детства, личную историю.
Безусловно, есть авторы, чьи работы имеют определенную инвестиционную привлекательность. В таких случаях я всегда советую обращаться за советом к профессионалам: галеристам, арт-дилерам, читать профессиональную литературу, в частности мировые отчеты по арт-рынку, ходить на выставки и оттачивать насмотренность. Если вам отозвалось творчество какого-то автора, узнайте о нем больше, изучите каталоги его работ, если он молодой — ходите к нему на выставки, понаблюдайте за тем, как развивается стиль. Во время вернисажей и творческих встреч с художниками всегда важно задавать вопросы, общаться напрямую.
На кого из современных художников вы советовали бы обратить особое внимание и почему?
Выделить отдельные имена довольно сложно: сейчас много интересных авторов. Ежедневно куратору Cube.Market Кети Богомаз приходят сотни заявок от талантливых молодых художников — они все по-своему уникальны. Сейчас мы, например, открываем персональную выставку Жени Николаевой «Человек пришел в лес/Лес пришел к человеку», посвященную взаимодействию между миром людей и природной средой, в которой зашифрованы элементы некоего художественного мифа. На более глубоком уровне смысла — в работах Жени прочитывается метафора взаимоотношения людей с современным искусством, к которому мы порой относимся настороженно, но с любопытством.
Если говорить об именах из более зрелого поколения, я бы отметила Андрея Бергера. Он начинал карьеру как художник уличной волны, а впоследствии развил творческую практику в широком диапазоне: создает искусство в самых разных форматах — от инсталляций и перформансов до проектов с использованием технологий AR. У него узнаваемый живописный язык, который сочетает приемы стрит-арта с выразительными формами абстрактного искусства.