Вверх
  • 13-15 августа арт-пространство будет закрыто

«Зачем мне быть большим»

Групповая выставка «Зачем мне быть большим»
16 августа — 5 октября 2025
Postrigay Gallery

Проект, посвященный советской книжной иллюстрации, «Зачем мне быть большим» — выставка о значимости «маленького»: о том, как детская книжка может быть высокохудожественным произведением, а образ зайчика или теремка — частью визуального наследия страны. 

Советская иллюстрация — это мир, в котором каждый персонаж или сцена из жизни становятся личным откровением автора. Эти работы являются важной частью культурного кода тех, кто родился на постсоветском пространстве, а книги с иллюстрациями передаются по наследству и продолжают жить в нашей памяти.

На выставке представлены работы Ильи Кабакова, Евгения Чарушина, Владимира Лебедева, Татьяны Мавриной, Майя Митурича и многих других. Эти художники превращали страницы книжных разворотов в лаборатории формы, цвета и смысла: в их руках иллюстрация становилась не просто сопровождением текста, а самостоятельным художественным высказыванием. 

Художники: Илья Кабаков, Владимир Лебедев, Евгений Чарушин, Татьяна Маврина, Май Митурич, Виктор Дувидов, Анатолий Савченко, Константин Кузнецов, Михаил Скобелев, Петр Репкин, Ольга Богаевская, Валентина Нечаева, Людмила Карпенко, Борис Гуревич, Вадим Трофимов, Анна Ивашенцева (Ивашенцова), Вера Митурич-Хлебникова, Наталья Синева, Александр Коковкин и др.

Об авторах:

Илья Кабаков (1933-2023). Один из самых известных советских художников, яркий представитель московского концептуализма. Родился в Днепропетровске, учился в Санкт-Петербургском художественном лицее, Московской средней художественной школе и МГАХИ им. В. И. Сурикова. Его работы выставлялись в ведущих музеях мира и входят в число самых дорогих произведений современного российского искусства.

Владимир Лебедев (1891–1967). Советский художник и график, признанный мастер плаката, книжной и журнальной иллюстрации, основатель ленинградской школы книжной графики. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.  Родился в Санкт-Петербурге, учился в Петровском коммерческом училище, частной студии А. И. Титова, мастерской батальной живописи Ф. А. Рубо и художественной школе М. Д. Бернштейна. С 1924 года возглавлял художественную редакцию детского отдела Госиздата. Его произведения находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи и крупнейших коллекциях книжной графики.

Евгений Чарушин (1901–1965). Советский график, писатель и скульптор. Родился в Вятке в семье архитектора, учился в Петербургской Академии художеств, ВХУТЕИН и мастерской М. Матюшина. С 1927 года работал в Детском отделе Госиздата под руководством Владимира Лебедева. Иллюстрировал произведения Бианки, Маршака, Пришвина, а также собственные книги. 

Татьяна Маврина (1900–1996). Советская художница, график и иллюстратор, лауреат Государственной премии СССР и премии Андерсена. Родилась в Нижнем Новгороде, училась во ВХУТЕМАС. Оформила более 200 книг иллюстрациями. Её работы находятся в музеях России и за рубежом.

Май Митурич (1925–2008). Советский и российский художник, мастер книжной иллюстрации, живописец, график. Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РФ. Родился в Москве в семье художников Петра Митурича и Веры Хлебниковой, племянник поэта Велимира Хлебникова. Иллюстрировал книги Маршака, Чуковского, Бианки, Аксакова, Киплинга, Снегирева. Участник и лауреат Международного биеннале иллюстраций детской книги в Братиславе, награждён японским Орденом Восходящего солнца.

Историческая справка: 

Русская советская книжная иллюстрация сформировалась как самобытное художественное явление, объединив традиции академической школы с новаторскими поисками XX века. Ключевые издательства — «Детгиз», «Малыш», «Детская литература» — десятилетиями задавали высочайшие стандарты книжного искусства. Иллюстраторы создавали не просто дополнения к тексту, а самостоятельные художественные миры, сочетавшие поэтичность образов с глубоким пониманием детской психологии. Особое развитие получили природоведческая и сказочная темы. Работая параллельно в журналах («Мурзилка», «Костёр»), диафильмах и анимации, мастера книжной графики сформировали визуальный язык эпохи, чьи образы до сих пор ассоциируются с лучшими советскими изданиями.

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x
Наш сайт использует куки. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь c условиями.