Тема «Музея» сродни теме Вавилонской башни, которую стали строить в незапамятные времена, ещё до возникновения самой идеи Музея и формирования этого феномена как такового. Музея ещё не было, но экспонаты для него уже вовсю создавались и накапливались. В современной культурной парадигме Идея Музея незыблема: фундамент непоколебим. При этом Музей обладает всеми чертами флюидности, исторической гибкости, психологической диффузности восприятия — архитектура и архитектоника, архаика и архетипичность, микширование устойчивых парадигмальных коннотаций происходит в голове каждого мыслящего человека на подсознательном уровне, создавая в каждой заданной ситуации своеобразный музей, коллекцию впечатлений, практику восприятий и переживаний, перекрестных ссылок и новых нейронных связей, которые формируют пестрое поле разнообразия всевозможных вариантов миров, атмосфер, искусных созвучий и неожиданных сопоставлений.
«Музеи в голове» — это сопряженность визуального опыта: каждый раз он разный, но и уже отчасти знакомый, некогда якобы видимый, а сейчас угадываемый, в силу человеческой особенности выстраивать психическую и визуальную перспективу.
Какой он, «Музей в твоей голове»? Переклички разных голосов и полифоний, разнообразие языков и палитр, смешение низких и высоких вибраций, накат волн, бег ассоциаций, припоминаний, аллюзий и иллюзорных рядов, грезы о невиданном. Музей в гостях у общества спектакля, которое берет за руки и ведет по всем девяти кругам переживаний и ощущений, преломляя свет, ломая привычные формы, шаблоны восприятия, клише долженствования, вручая наши когнитивные и чувственные модальности в руки Творца.
Каждому дан дар, который можно назвать «Предчувствие Музея» — где, как не в твоей голове могут встретиться самые неожиданные персонажи и объекты? — от фресок и клинописи до нашептываний Гойи, от сумасшествия Арто до метафизической нежности Бадью, который говорит: «истинное искусство — это не форма знания, но форма любви», от перформативных практик до видео-пластических медиумов новейших технологий, объявших почти невозможное — опыт всего искусства прошлого и настоящего, превратившего всё в грандиозный экспириенс персонально для тебя, погрузив тебя в твой собственный Музей.
Как заметил Бодрийяр, «музей — это симулякр культуры, ловушка памяти». Но именно эта ловушка даёт нам шанс на внутреннее раскрепощение: на опыт всего искусства — прошлого и настоящего — превращённого в персональный экспириенс. Музей становится территорией мечты, пространством, где можно спрятаться от мнимой заданности, но также — встретиться с самим собой.
Проект 159F Gallery в Cube.Moscow — точка входа в некий персональный Музей, экспозиция предельно лаконична: три больших полотна по трем стенам, центральное место занимает инсталляция ажурная клетка для птиц, в которую помещен муляж мозга. Посыл легко считывается: возможно, музей способен вывести тебя из клетки? Инсталляция превращается в камертон, настраивая зрителя на свой лад, приглашая прислушаться, «поймать волну», уловить настроение, припомнить собственные впечатления и, таким образом, отворить свой Музей новым впечатлениям.
Художники: Юкио Кидо, Михаил Ниц
Юкио Кидо — фотограф, художник, саунд-артист, писатель, куратор, основатель и креативный директор фестиваля современного искусства «Prozrenie». Продюсер фестивалей «Арт-атлетика», «Путешествие на край ночи», участник фестиваля «Подготовленные среды» и др.
Серия «Музеи в твоей голове» создавалась в период с 2020 по 2025 годы, разрабатывалась как философско-кинетическая и кинестетическая концепция, сопрягающая известные и довольно старые фотографические приёмы и многоэтапный съёмочный процесс: был построен павильон для съёмок, созданы и расписаны его стены в различных вариантах и конфигурациях, созданы пластические «персонажи», которым предстояло сыграть роль «моделей», участвующих в мизансценах, разрабатывались ситуации, схемы освещения, подбор оптики и техники съёмки. В общей сложности было отснято более 5000 кадров, которые потом ранжировались и отбирались. Таким образом было создано порядка двадцати работ, три из которых представлены в экспозиции.
Михаил Ниц — мультижанровый и кросс-дисциплинарный художник, работающий с различными материалами и формами, архитектурными высказываниями и философией предметных манифестации. Выпускник Архитектурной студии при Доме Архитекторов России, слушатель учебных курсов музея «Гараж», студент проектной школы Каскад, неоднократный участник фестиваля современного искусства «Prozrenie». Инсталляция «Клетки мозга»