Персональная выставка Дарьи Клементьевой «Автобиография архангелов», MSCA Gallery
Название проекта отсылает к рассказу Хорхе Луиса Борхеса «Вавилонская библиотека», посвященному парадоксу конечности и бесконечности вселенной. Эта аллегория невообразимой конечности текста приводит к размышлению о понятии «новизны», сути творческого акта и бытовании ненаписанного и несозданного, в том числе, в контексте развития цифровых технологий и нейросетей.
Создается ли то или иное произведение из «Ничто» или оно уже существует в некой потенции и искусство заключается в воплощении этой потенции, а автор как будто открывает уже написанную страницу книги из Вавилонской библиотеки? Возможно ли рассматривать процесс созидания как перебор вариаций существующего и какое место занимает случайность в этом процессе?
Проект, представляющий собой тотальную инсталляцию — имитацию шкафа Вавилонской библиотеки с 32 керамическими объектами в форме свертков с книгами внутри, обвязанными веревкой, как символ потенции несозданного. Керамический медиум, предполагающий хрупкость и пустоту объектов внутри, подчеркивает парадоксальность существования и несуществования несозданного, его рождения из пустоты.