Галерея «Небеса» совместно с лабораторией ольфакторного искусства NEVIDIMAYA LAB представляет коллективную выставку «В поисках утраченного времени. Обретенное время» под кураторством Анны Кабировой. Название проекта заимствовано из одноименной книги французского писателя Марселя Пруста, последней по счету в цикле из семи романов. Данная выставка развивает продолжительное кураторское исследование феномена Пруста, в котором Анна изучает связи ольфакторных сигналов с глубинной памятью человека, процессы консолидации памяти и обратной коммуникации между воспоминанием и переживанием зрителя — опыта, определяемого как прустианская или ольфакторная память.
«В поисках утраченного времени» — не просто книга, это калейдоскоп человеческих эмоций, социальный комментарий и философская эпопея, украшенная изящными оборотами и ироническими подмигиваниями. Пруст учил нас, что каждая мелочь может быть ключом к сокровищнице воспоминаний и что, хотя мы не можем вернуть утраченное время, мы можем пережить его снова через искусство, словно закрутив часы назад с помощью волшебной мадленки. Центральная тема романа и выставки — природа памяти и ее взаимодействие с временем. Пруст исследует, как прошлые воспоминания влияют на настоящее и будущее, и как они могут быть воскрешены через сенсорные впечатления.
На выставке, как и в произведении Пруста затрагиваются следующие темы, размышляя на которые художники вступают в диалог с великим писателем:
– Искусство и эстетика. Искусство играет важную роль в романе как средство захвата и сохранения прошлого. Пруст изучает идеи красоты и творчества, а также способность искусства уловить сущность опыта за пределами ограничений обычного времени.
– Любовь и желание. Переживания любви, ревности и страсти подробно описываются через множество отношений между персонажами. Пруст осмысливает различные формы любви, от платонической до физической, и отражает, как эти эмоциональные состояния могут обогатить и разрушить жизни.
– Социальные классы и статус. Роман является детальной хроникой французского общества на рубеже веков, затрагивая изменения социальных классов и динамику статуса. Пруст описывает жизнь аристократии и буржуазии, показывая, как общественные нормы и классовые различия влияют на межличностные отношения.
– Трансформация и идентичность. Персонажи романа претерпевают значительные трансформации, особенно главный герой, который проходит путь самопознания и развития. Пруст исследует, как воспоминания и опыт формируют личную идентичность.
– Вечность и мимолетность. Противопоставление вечных аспектов природы и искусства мимолетной природе человеческой жизни является важной темой. Пруст рассматривает, как моменты красоты и значимости могут быть захвачены и сохранены вопреки проходящему времени.
– Потеря и ностальгия. Мотивы утраты и тоски пронизывают роман. Персонажи часто испытывают ностальгию по прошлому, которое кажется более простым или счастливым, и горюют по утраченным возможностям и отношениям.
– Смерть и неизбежность. Смерть является постоянным напоминанием о хрупкости жизни и неизбежности времени, что заставляет персонажей и читателей размышлять о смысле жизни и важности момента.
Последняя глава выставочного проекта завершает исследование времени и ставит вопрос об обретенном времени за все время исследования этой темы. Художники подводят итоги поставленным вопросам в первой главе о понятии времени, природе реальности, выстраивают диалог между прошлым и будущим. Посетителям выставки предлагается разобраться в понятии времени, попробовать найти, ощутить его с помощью чувственного восприятия посредством запахов, ольфакторных аллюзий, философских коннотаций.
Куратор: Анна Кабирова
Художники: Мария Головкина, Андрей Калмыков, Виктория Ананьева, Матвей Калмыков, Кристина Исаева, Несен Виктория.
NEVIDIMAYA LAB — первая в России лаборатория ольфакторного искусства, в которой работают как ее резиденты, так и все желающие художники. Миссией NEVIDIMAYA LAB является развитие и популяризация ольфакторного искусства, а в основании ее реализации лежит в образовательная и выставочная деятельность.