Выставка Дмитрия Булныгина «Пока замерзло озеро», Syntax Gallery
Выставка Дмитрия Булныгина «Пока замерзло озеро» погружает нас в исследование стазиса, парализующего состояния, охватывающего природу, общество и человеческий разум.
Сложные скульптуры и объекты из металла, керамики, дерева, ткани расположены автором как застывший взгляд, как сцена, в которой каждый элемент существует в своей тени, не двигаясь, но и не исчезая. Булныгин создает натуралистичные растения из металла, богиню из старой мебели и ракушек и двуглавого поросенка, отстраненно рифмуя мертвое и живое, твердое и мягкое, грустное и смешное.
Пространство объединяет серия объектов «Зимний гербарий», напоминающих высохшие растения. Эти «умершие» цветы выглядят острыми и холодными, словно оружие. Хрупкое превращается в прочное, неизменное и обретает почти угрожающий характер.
Новые объекты Булныгина — как археологические находки, затаившиеся в своем ледяном молчании. Это застывший мир сюрреалистических предметов, которые избегают быть пойманными и поддаются лишь простому перечислению. Вот редкие приметы оттепели — плавящиеся свинцовые строения, образы отжившей утилитарной архитектуры. Там — керамический попугайчик, накрытый тряпкой цвета хаки, замер в неясном ожидании. Здесь — двуглавый поросенок балансирует на антикварной подставке, бросая вызов всем законам физики и логики.
В центре причудливого зимнего ландшафта — Марена, славянская богиня зимы и смерти, круговорота увядания и возрождения. Это антропоморфный персонаж без головы на пухлых поросячьих ногах в шутовском леопардовом колпаке, в броне из раковин мидий с перевернутой, псевдоампирной тумбочкой вместо тела. Марене приносят человеческие жертвоприношения, предпочтительно молодых, поэтому тумбочка набита пальцами с разноцветным маникюром. Впрочем, зловещее очарование скульптуры имеет отчетливо мультипликационную природу, и, как часто это получается у Булныгина, мрачное становится забавным. Ведь зима не навсегда, и это становится очевидным, если должным образом освоить искусство холодного отчуждения.
Эльвира Тарноградская
Дмитрий Булныгин (р.1965, Новосибирск) — российский художник. Закончил Новосибирский Архитектурный Институт. С 1998, основной жанр работ — видео и мультимедиа. С 2000 организатор и директор международного фестиваля cверхкороткого фильма (ESF). 1999 – 2004 — проекты в группе «Синие носы». С 2013 создает ряд видеоинсталляций c использованием технологии видеомэппинга. В 2016 начинает работать над серией скульптур. Живет и работает в Москве и в Париже. Работы художника находятся в коллекциях Мультимедиа Арт Музея (МАММ), Москва, Центра Помпиду, Париж, Музея современного искусства, ART4.RU, Москва, Музея прикладного искусства (МАК), Вена, Музея современного искусства (КИАСМА), Хельсинки , Новосибирской Картинной Галереи, Новосибирск.