Вверх

«За пределами формы»

Тотальная инсталляция Алисы Гореловой «За пределами формы»
2 октября — 7 декабря 2025
PA Gallery

Возвращение к «истинному облику» — распространённый мифологический троп, символизирующий «разгадку», словно метаморфозы — лишь трюк, скрывающий «истину». Такой взгляд создаёт дихотомию между непостоянством обмана и неизменностью правды, ведь когда-то мир казался человеку детерминированным и завершенным с божественной точки зрения. Но для современного мира такое представление потеряло актуальность.

​Сегодняшний мир с высоты божественного взгляда выглядит скорее непроглядным клубком тел, интенций и случайностей. Познать истину — значит познать её непостоянство. Истинная жизнь есть вечная трансформация. Особый взгляд на эту тему предлагает Алиса Горелова в своей новой тотальной инсталляции, где разрозненные тела тянутся к центральному полотну, чтобы слиться в клубке искусства.

​ Её работы всегда ярко раскрываются в совокупности, перетекая одна в другую. Новым шагом в творчестве Гореловой стала выставка в «ГРАУНД Солянка» Hic sunt dracones, где причудливые образы вырывались на стены, заполняя пространство. Однако фресковая монументальность отчасти сдерживает живые, текучие телесные фигуры. В новом проекте художница идёт дальше, чтобы сделать зыбкими границы внутри целого галерейного пространства.

​В рамках проекта в PA Gallery Алиса обращается к телу в момент утраты его индивидуальной замкнутости. Она размышляет об этом как о переходе из субъектности в тотальность. Представленная инсталляция и сама отражает этот переход: центральное полотно было создано Алисой в мастерской, в ее личном, индивидуальном пространстве, но окончательный вид работа приобретет уже в пространстве социальном, в галерее, на глазах у зрителя.

Мифологические сюжеты, к которым отсылает проект, подчёркивают непостоянство границ: здесь и Дафна, превращающаяся в дерево, чтобы спрятаться от Аполлона, и трагическая история жителей Помпей, которые оказались погребёнными, «слитыми», под одним лавовым потоком, утратив субъектность, чтобы стать частью тотальной истории.

​В новой инсталляции Алиса зацикливает переходное состояние: образы выходят за пределы холста на стены, чтобы снова вернуться в картину, дважды пробив живописные границы. В этом поле трансформаций разрыв границ возводится в абсолют, ибо в апогее тяготения тел процессы распада и слияния теряют различимость. Зрители же оказываются в своего рода темпоральном разрыве, благодаря чему в их перспективе мгновение трансформации предстаёт потоком сливающихся и отталкивающихся тел, стремящихся к бесконечной энтропии.

Текст: Кирилл Ельцов

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x
Наш сайт использует куки. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь c условиями.