Вверх
  • 18 октября арт-пространство будет закрыто

Поддерживать художников и зрителей: как женщины развивают фонды искусства

Искусство не спасет мир, но героини этой статьи верят: оно способно облегчить жизнь и научить смотреть вперед и вверх. Forbes Woman поговорил с основательницами частных фондов, которые организуют выставки-блокбастеры, поддерживают местных художников, меняют инфраструктуру арт-рынка и создают образовательные и исследовательские проекты.


С начала 2000-х в мире начался музейный бум. Цифры посещаемости взлетели вверх, число выставок-блокбастеров резко выросло, музеи заняли место градообразующих предприятий. По данным Минкульта России, в 2023 году в музеи страны пришло 47 млн человек. Количество музеев с 2017 года ежегодно увеличивается и к 2023-му достигло более 3500. Для сравнения, во Франции порядка 10 000 музеев, в Китае — 5788, в Германии — 6584 музея.

В Россию не приехал бы Илья Кабаков (меценатка Стелла Кесаева оплатила его выставку в Эрмитаже). Не привезли бы Марка Ротко и Такаси Мураками (выставки провел частный музей современного искусства «Гараж», открытый в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем). Не было бы в 2006 году ретроспективы Эрика Булатова в Третьяковке со 150 работами мастера, собранными по всему миру из частных коллекций (соорганизатор выставки — фонд культуры «Екатерина»). Не занималась бы в своей галерее XL (cейчас XL project) Елена Селина выставками современного искусства, от Олега Кулика, AES, Виноградова — Дубосарского, Ирины Кориной, Анны Желудь и «МишМаш». 

И культурный ландшафт был бы другим. Возможно, Тимофей Радя остался бы в рамках стрит-арта (его инсталляция «Кто мы, откуда, куда мы идем?» появилась в Екатеринбурге в рамках спецпроекта Уральской индустриальной биеннале, которой руководила Алиса Прудникова, привлекая спонсорские средства уральских промышленников, а работа в Выксе «Все это не сон» создана по заказу фонда «ОМК-участие», который возглавляет Ирина Седых). 

Forbes Woman представляет женщин, благодаря работе которых в России сформировалось визуальное восприятие современной культуры и «прокачались глазные колбочки», как это определяет Ольга Свиблова. В первой части — основательницы частных фондов, которые системно поддерживают искусство.

614A4847 Улучшено NR копия

Елена Белоногова

Основательница арт-платформы Cube.Moscow

Автор идеи Сube.Moscow предпринимательница Елена Белоногова взяла пустовавшую в тот момент площадку на минус втором этаже отеля The Ritz-Carlton (сейчас The Carlton) в аренду: «Я пришла в мир искусства как покупатель, ходила по выставкам, вернисажам, аукционам. Стояла в московских пробках в попытке успеть на несколько открытий. Так, в одной из пробок, когда я опаздывала на аукцион, подумала: было бы здорово проводить все в центре и желательно под одной крышей». Сказано — сделано. Так возникла платформа Cube.Moscow — «инфраструктурный проект, который создает инструменты для всех участников рынка искусства, от художника до галериста и в конечном счете коллекционера или покупателя», — говорит Белоногова. Деятельность Cube направлена на развитие культуры потребления искусства.

Сегодня площадки в Сube.Moscow арендуют 16 галерей, действует выставочный зал, работают бар и сувенирный магазин. За пять лет в Сube сменилось порядка 40 галерей, а такие, как PA Gallery, Syntaх и «КультПроект», стали постоянными арендаторами. По мнению Белоноговой, основное преимущество Cube. Moscow в костшеринге: при разделении расходов появляется возможность арендовать достаточно большую площадь. «Оказалось, что плюсов у совместной работы гораздо больше, — рассказывает Белоногова. — Например, выставки в Cube.Moscow видят тысячи людей, что практически невозможно представить в рамках отдельно стоящей галереи».

С 2019 года Сube.Moscow пережил немало сложностей, но, как отмечает Белоногова, проект получился очень живой и живучий. Сейчас Сube.Moscow работает над своей онлайн-средой. «Осенью представим обновленный Cube.Market с возможностью вести аукционы в онлайне, а также инструменты для частных коллекций — их систематизации и управления ими», — говорит она.

ИСТОЧНИК

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x