Коллективные проекты в изобразительном искусстве, объединяющие разнообразные работы по принципу тематизма, часто являются многоголосием, сохраняющим или разрушающим общий строй.
В музыке термин «кво́длибет» (от лат. quod libet — что угодно) отсылает к старинной технике музыкальной композиции. Суть кводлибета – в комбинировании «по горизонтали» (последовательно) или в сочетании «по вертикали» (одновременно) известных мелодий, с текстами или без них. Испанская версия этого музыкального приема называется «энсалада» (исп. ensalada, букв. «салат»), что кажется уместным для названия и этого проекта. XX век во многом привнес новые интерпретации этого музыкального приема, убрав шуточность и добавив серьезность, например, в произведениях американского композитора Джона Кейджа. Но ключевое сочетание спрятанных смыслов, неназванных прообразов, шуток и каламбуров, пародий и иронии в полной мере есть и в самом серьезном высказывании, что стабилизирует, снимает напряжение и гасит конфликт. Так, выставка, построенная на самостоятельных темах, каждая из которых — яркий контрапункт в общем звучании, в смысловой целостности, легко распадается на самостоятельные части. Участники проекта Ensalada во многом интуитивно опирались на сочетание легкости, пародийности, высочайшего мастерства и зрелого жизненного опыта.
Прислушайтесь к Баху, Моцарту, Шостаковичу, Кейджу — в них много мешанины самого серьезного толка. Спешите отведать получившегося «энсалада», а по-французски это звучит так же легкомысленно – «фрикасе», и будьте иногда серьезно несерьезными!
Кураторы: Юлия Манусевич и Ирина Солнцева
Художники: Семен Агроскин, Кирилл Александров, Петр Белый, Евгений Гор, Евгений Запылихин, Платон Инфанте, Катерина Ковалева, Дарья Коновалова-Инфанте, Владимир Козин, Владимир Наседкин, Петр Перевезенцев, Александр Ситников, Михаил Соркин, Дмитрий Цветков, Евгения Шарвина, Kirill Rave.

