Вверх
  • 13-15 августа арт-пространство будет закрыто

«Сборник шахматных коанов — 2»

Персональная выставка Александра Соколова «Сборник шахматных коанов — 2»
16 августа — 14 сентября 2025
галерея ЛУЧ

В своём творчестве Александр Соколов постоянно обращается к теме игры. Выставка в галерее ЛУЧ посвящена феномену Anarchy Chess и продолжает серию картин и объектов, в которых автор совмещает мотивы традиционных шахмат с эстетикой компьютерных игр и образами поп-культуры.  

Anarchy Chess — это одна из множества вариаций шахматных правил, которая появилась почти в шутку. Однажды пользователь Reddit с ником Scurlocc предложил провести игру по следующим правилам: каждый ход выбирается по самому популярному комментарию, один ход в сутки. Правила классических шахмат при этом соблюдать не обязательно, поэтому участники стараются предложить максимально абсурдные ходы. Его предложение было тепло встречено сообществом, а за новыми правилами закрепилось название Anarchy Chess. 

Художник считает, это явление включает в себя все предыдущие и будущие изменения правил шахмат и требует новой логики мышления, более близкой к буддийскому коану*. Целью игры становится выход за пределы заранее заданных вариантов и переход от рациональной к более интуитивной точке зрения.

Следуя этой идее, Александр Соколов представляет второй сборник задач по Anarchy Chess, где задачи представлены не в виде книги, а в виде холстов и объектов. Для их решения требуется особый подход.

К выставке подготовлена серия живописных работ, видео-арт и мультимедийная инсталляция из мониторов, дополняющая картины третьим измерением, а также аудиогид — подробный авторский рассказ о выставке и каждой работе.

*Коа́н загадка или короткая притча, содержащая проблему, не поддающуюся рациональному осмыслению; в дзен-буддизме один из основных методов тренинга, помогающих достичь просветления. Главная цель коана преобразование сознания практикующего с целью преодоления рамок дискурсивно-логического мышления, исходящего из дуального восприятия мира, и обретения интуитивного видения реальности, не отделяющего собственное «я» от окружающего «не-я». 

Александр Соколов исследует игры и их интерфейсы, используя оптику современного искусства. Выпускник Свободных мастерских МMОМА и ИСИ И. Бакштейна. Участник основных программ Вроцлавской биеннале медиаискусства WRO, Paxos Biennale и Intercontinental Bienal. Работы художника экспонировались на выставках в Московском музее современного искусства, Музее Вадима Сидура, ЦСИ Винзавод, ЦТИ Фабрика, National Museum of Colombia, CICA Museum, Wro Art Center, а также во время различных фестивалей, таких как Ars Electronica Festival, CHEAP festival, Intervals, НУР.

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x
Наш сайт использует куки. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь c условиями.