29 марта в 18:00 в арт-пространстве Cube.Moscow состоится первая лекция Романа Шалганова из цикла «Искусство и философия»
Философия как строгая наука не перестает задаваться вопросом о сущности произведения искусства. В различные эпохи и в работах множества авторов мы можем обнаружить самые разнообразные описания эстетического опыта и структур, его порождающих. В рамках цикла лекций слушателям будет предложена серия наиболее важных интерпретаций знаковых художественных произведений от древних времен до наших дней. Средневековые дебаты об иконописи, древние споры об имитации эффекта истины, Веласкес как картограф бессознательного, Бэкон глазами Делеза… Об этом и не только вам расскажет исследователь и куратор Роман Шалганов. До встречи в лектории Cube.Moscow!
«Эффект истины — Платон об искусстве»
Современное искусство, в известном смысле, существовало всегда и во все эпохи требовало осмысления. Даже в Древней Греции. Не обходит его стороной и главный мыслитель античной Греции — Платон. Он утверждал, что весь мир создан божественным художником, и в то же время изгнал артистов из своего идеального города. Это — всего лишь одно из множества противоречий, свойственных мысли древнего автора. О том, как разрешить его, а также о теории искусства в учении Платона мы поговорим на первой встрече в рамках курса «Интерпретации» в арт-пространстве Cube.Moscow.
Осмотр экспозиции входит в стоимость билета

Роман Шалганов
выпускник РГГУ и Paris 8, преподаватель-исследователь, куратор. Сфера научных интересов — феноменология, философия искусства, альтюссерианство.
Далее в цикле лекций:
✦ 13 апреля в 18:00 — Мартин Хайдеггер и башмаки Ван Гога
Работа Мартина Хайдеггера преобразила интеллектуальный ландшафт ХХ века и продолжает оказывать на него мощное влияние до сих пор. К числу наиболее важных его работ примыкает и небольшой текст тридцатых годов, «Исток художественного творения», в котором Хайдеггер описывает функционирование произведения искусства, погружая его в контекст обновленной им в авторском ключе феноменологической мысли. О том, кто такая феноменология, каково в ней место Хайдеггера и что смотрит на нас из глубины простого крестьянского башмака мы поговорим на второй встрече курса.
✦ Иннокентий Х, Френсис Бэкон и Жиль Делез
Всю свою жизнь Френсис Бэкон был глубоко заворожен цветом свежего мяса. Глубокий бордовый с блестящей поверхностью — именно так выписано папское одеяние Иннокентия Х на знаменитом портрете кисти Веласкеса. Бэкон обращается к этому классическому образу, чтобы показать нечто, что скрывается под парадной мантией. В свою очередь Жиль Делез обращается к живописи Бэкона чтобы дать ей слово. Что это за слово и как его понять мы обсудим на третьей встрече «интерпретаций».
✦ «Послы» Гольбейна и Жак Лакан
Искусство всегда имеет дело с видимостью. Видимость же с неизбежностью имеет обратную сторону. Взаимная принадлежность явленного и сокрытого является одним из ключевых узлов мысли ХХ века. Не обходит его стороной и Жак Лакан. Погружаясь в анализ взаимосвязи видимого и таящегося Лакан обращается к фигуре «анаморфоза», обнаруживая ее в знаменитом полотне Ганса Гольбейна Старшего. Именно с этой работы мы и предлагаем начать знакомство с теоретической стороной постфрейдистского анализа.

Винсент Ван Гог, Башмаки, 1886