Коллективная выставка «Неясная реальность», Artocratia Gallery
В современном мире развивается концепция «нового средневековья». Что связывает современного человека со средневековьем в понимании окружающего мироустройства?
Сознание средневекового человека существовало в двух мирах: физическом мире, а также мире аллегорическом и метафорическом, который служил ключом к божественному. Очень часто предметы, животные, цветы, фрукты и овощи обладали не только своими физическими свойствами, но и символизировали сложные метафизические концепты. Собор был средоточием такой реальности, где она обретала свои образы, истории, сюжетный ряд, который помогал человеку уйти от обыденной жизни и обратиться к реальности более значимой, одухотворенной. Иллюзии, аллегории и вымысел существовали рядом с бытовым. Метафизическую реальность нельзя было увидеть, ее «неясные очертания» можно было или почувствовать, или интеллектуально осознать.
Сегодня можно наблюдать параллель, когда за нашей обыденной реальностью также проглядывает «неясная» реальность, которая формируется разными источниками. С одной стороны, это переживание современного человека, когда в нашем подсознании мы блуждаем по слоям памяти, концептам, которые также, как в эпоху средневековья, прячутся за обыденными вещами. С другой стороны, это гиперреальность, которая формирует культуру сегодня. Эту реальность тоже невозможно почувствовать, но она обладает той же силой, что и сила культа в Средневековье: формирует цели и желания, влияет на выбор, который определяет жизнь. Через разные визуальные языки и образы художники создают пространства «неясной реальности» и предлагают зрителю не только погрузиться в неё, но и почувствовать её очертания.
Илья Овсянников демонстрирует выход в чистую матрицу света и цвета, которая образует в нашем воображении горизонт и его линию. Это своего рода ошибка, нарушение действительности в которой мы существуем и реальных пространств, которые нас окружает. Отказ от яркого цвета и лишенная большого количества визуальных элементов живопись связана с желанием очистить пространство, заполненное бесконечными потоками информации и технологическими процессами. Создание реальности в которой остается только воспоминание, лежит в основе представленной серии работ.
Елена Шарганова предлагает нам сложный образ современного пространства, который иногда называют «гипер-пространством». Физическое пространство становится не таким важным. В работах автора пересекаются различные пространства: воспоминания прошлого и будущего, ментальные связи, картографирования, силуэты зданий и какие-то абсолютно интимные образы художницы, которые она достает из своей памяти. Все это переносит нас в свой мир реально-фантазийного существования между всеми временами, пространствами и мирами одновременно.
На снимках Греты Димарис, сделанных методом мультиэкспозиции, можно увидеть фрагменты семейного фотоархива и субъективно значимые предметы из серванта и шкафа, которые были опознаны как таковые в ходе пытливых разговоров художницы с бабушкой. Так через призму одной семьи в проекте осмысляется феномен субъективной памяти. Общепринятый стереотип хранения включает в себя хранение фотографий, документов, дипломов, медалей и материально ценных подарков. Такие вещи сохранять принято. В это время «живые» предметы памяти — те странные штуки, которые человек любил и часто касался, те, что были спонтанно куплены в отпуске, но при том ассоциируются с пронзительным эпизодом романтических отношений — зачастую просто пылятся в серванте и затем просто исчезают, как нерассказанная история. Поэтому оцифровывая найденные в серванте предметы, фиксируя и архивируя их, автор сохраняет память через цифровой след и продлевает её для современного поколения.