12 декабря в арт-центре Cube.Moscow пройдет аукцион «Все по 100 в кубе», чья политика направлена на формирование более смелых и открытых отношений с современным искусством. В качестве лотов заявлены работы художников, представляемых с двух сторон — Cube.Moscow как площадки проведения и VLADEY как инициатора аукциона. Мы поговорили с одной из основательниц арт-центра Еленой Белоноговой и руководителем VLADEY Владимиром Овчаренко о культуре коллекционирования в России, влиянии аукционов на развитие совриска и напрасном страхе перед его приобретением.
Что такое Cube.Moscow и как он устроен
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
Cube.Moscow находится в самом сердце столицы, а Москва — это глобальный творческий город, где искусство и культура играют важную роль. Мы создавали Cube.Moscow как коллабарационную платформу, и верим, что объединяя ресурсы, мы вносим свой вклад в развитие современного искусства. Это структура с разнообразными направлениями деятельности, при этом я не могу сказать, что мы полностью сформировались, нам еще нет и года, и Cube.Moscow продолжает трансформироваться исходя из реальности, в которой мы работаем. Мы в том числе ведем активную выставочную деятельность, на сегодня у нас две локации — одна в Москве на Тверской, 3 (здесь работает большинство галерей — постоянных резидентов Cube.Moscow), другая — в Московской области на Новой Риге (это наша новая экспериментальная площадка). Одновременно в двух пространствах проходит порядка 15 выставочных проектов, которые меняются как минимум каждые два месяца. Такая частая смена экспозиций неслучайна, мы намеренно подогреваем интерес к искусству у тех, кто к нему неравнодушен, и тем более у тех, кто только начал им интересоваться. И это стало возможным именно потому, что в Cube.Moscow одновременно работает несколько галерей, способных создавать интересные проекты с качественным контентом. Помимо постоянных резидентов, центр работает с временными, эти галереи представляют свои проекты на поп-ап пространствах и в выставочном зале Cube.Moscow. Таким образом, мы предоставляем возможность заявить о себе и своих художниках более широкому кругу российских и зарубежных галерей.
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
Другое направление — поддержка галерей на международном уровне. Мы оказываем помощь в формировании стратегии участия в международных ярмарках современного искусства и финансовую поддержку такого участия. На сегодняшний день Cube.Moscow — это первая и единственная институция, которая спонсирует участие галерей за границей, оплачивая до 50% стоимости стенда. Мы считаем это направление нашей деятельности очень важным, оно имеет большое значение для развития галерей. Именно такие проекты позволяют показать российское современное искусство широкому кругу международных профессионалов и любителей современного искусства. Также Cube.Moscow занимается просветительской и образовательной деятельностью, проводит встречи, лекции и другие инициативы в этом направлении. Например, в апреле 2019 года мы открылись на Международным Саммитом Коллекционеров, где выступили ведущие мировые и российские специалисты рынка современного искусства. В сентябре Cube в рамках параллельной программы Cosmoscow провел резиденцию, во время которой признанные российские художники выбирали молодого художника для предоставления ему временной мастерской. Таким образом, Cube.Moscow считает своей миссией̆ популяризовать современное искусство в России, повышать уровень присутствия российского современного искусства и интереса к нему в мире. А также способствовать расширению знакомства российской̆ аудитории с мировым современным искусством и повышать общий уровень культуры потребления искусства россиянами.
Как аукционы влияют на развитие современного искусства и почему «Все по 100» стал новым словом в мировой аукционной практике
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
Поскольку Cube.Moscow — это коллаборационная платформа, мы выступаем за сотрудничество с компаниями, которые работают в сфере продвижения и поддержки современного российского искусства. Это важно, потому что все мы делаем одно большое общее дело, ради которого необходимо объединять силы. Я знаю несколько инициатив, связанных с аукционным делом и современным искусством в Москве, но VLADEY на сегодняшний день — это единственный по-настоящему серьезный аукцион в России. То, что они делают, полностью коррелирует с одной из основных задач Cube.Moscow — повышением уровня культуры потребления искусства в России. Сегодня ситуация с этим сложная. Если мы посмотрим на мировую карту рынка совриска, то увидим, что на ней есть такие страны, как Тайвань и Филиппины, а Россия даже не обозначена, она входит в раздел «Другие», составляющий порядка 6% от общего рынка. То есть доля продаж современного искусства в России в общем объёме настолько мала, что ее просто не видно.
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
Аукцион «Все по 100 в Кубе» направлен на то, чтобы стимулировать покупку искусства. Для кого-то эта покупка станет первой, и мы очень надеемся, что таких людей будет много. Бытует мнение, что искусство — это недоступная роскошь, и такие инициативы, как «Все по 100» направлены на рассеивание этого мифа, они должны способствовать привлечению новых покупателей, которые позже могут стать коллекционерами. При приобретении предметов искусства выигрывают все: покупатель получает ценный объект не только с точки зрения стоимости, но и смысла, а художник получает средства на создание новых работ. Пока мы не начнем покупать искусство, в России не будет мощного его развития, просто потому что на это нет необходимых средств.
Владимир Овчаренко, основатель и руководитель аукциона современного искусства VLADEY:
«Все по 100» — аукцион VLADEY, который позволяет участникам торгов фактически самим «назначать» стоимость на конкретное произведение, ведь старт начинается одинаково для всех лотов — со 100 евро. Часто возникают вопросы, как формируется цена на искусство, и аукционные результаты можно считать одним из показателей. Хотя ценообразование зависит и от того, что за произведения представлены, какие участники заявлены в этот раз. Это всегда челлендж и для художника, и для нас — своего рода «русская рулетка». В такое зарубежные аукционные дома не играют.
Владимир Овчаренко, основатель и руководитель аукциона современного искусства VLADEY:
Это не первый проект VLADEY по сотрудничеству с участниками российского арт-рынка. Мы встречали 2019 год вечеринкой с прямолинейным названием «Дружба», а как корабль назовешь — так он и поплывет. Весной состоялся классический аукцион «Герои нашего времени», где героями были галеристы, и большую часть лотов составляли работы их художников. Затем мы сделали большую ярмарку DA!MOSCOW в Гостином дворе, где участвовало свыше 20 галерей. И сейчас, зимой, мы завершаем плодотворный год совместно с новым арт-центром Cube.Moscow, который на сегодняшний день объединяет порядка 12 галерей, часть из них предоставили работы своих художников на аукцион. Мы с большим уважением относимся к коллегам и к их выбору, и при формировании состава лотов старались учесть интересы всех. В это политически и экономически сложное для нашей страны время мы считаем важным объединять возможности тех, кто любит и продвигает современное российское искусство. Под словом «дружба» в нашем деле мы подразумеваем еще, конечно, и дружбу с художниками, без которых вообще ничего бы не было. VLADEY всегда поддерживает начинающих авторов, открывает новые имена, и в предстоящем аукционе много тех, кого мы презентуем впервые — в этот раз, например, участвует целый ряд выпускников Школы Родченко.
Насколько развита культура коллекционирования в России и кто покупает современное искусство
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
Я не могу прокомментировать общую ситуацию с коллекционированием, ведь под это понятие подпадает большое количество направлений. Собирать можно все что угодно: магнитики, марки, машины, вино… Коллекционеров современного искусства у нас действительно мало, но ужасает не малое количество (их никогда не будет много), а отсутствие людей, желающих купить «живое», настоящее искусство. В любой стране мира приходя в дом, обязательно увидишь пусть недорогие, но оригинальные работы. У нас, к сожалению, пока дела обстоят иначе, но есть потенциал — особенно радует растущий интерес к искусству со стороны молодого поколения. Мы можем видеть, как меняются ценности и культура потребления на примере миллениалов — для них важно получать опыт и эмоции, а искусство именно об этом, поэтому есть основания ждать позитивных изменений.
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
Если говорить о портрете покупателя современного искусства, то я бы описала его так: интеллектуал с высокими ценностями, возрастная категория варьируется. Интересно, что часто люди покупают искусство не для себя, а для кого-то, объясняя это желанием сделать действительно ценный подарок. Чаще всего люди намеренно приходят в Cube.Moscow за искусством, эмоциональных покупок я видела мало.
Владимир Овчаренко, основатель и руководитель аукциона современного искусства VLADEY:
Когда мы начинали в 2013 году, в России аукционов на регулярной основе фактически не было, тем более в сфере современного искусства. Были зарубежные представители (они есть и сейчас), но русское искусство для них стоит не на первом месте, отсюда и соответствующий подход. За время существования VLADEY появились разные проекты: онлайн, благотворительные и подобные нам аукционы, но реальных конкурентов среди них нет. В ближайшие 10 лет будет появляться больше онлайн галерей и аукционов, но какое там будет искусство — вопрос другой. Мы не занимаемся интерьерными решениями, мы продаем то, что является по-настоящему живым, думающим, раздражающим нервные клетки и мозг. А такое искусство нужно видеть своими глазами, не через экран монитора — его присутствие нужно ощущать. В ближайшие 10 лет мы планируем набирать обороты и, конечно, пробовать новые форматы, при этом не переставая следовать своим принципам взаимоотношений с искусством.
Как приобщиться к российскому арт-рынку и почему для потребления современного искусства нужна особая почва
Владимир Овчаренко, основатель и руководитель аукциона современного искусства VLADEY:
Современное искусство в России, несмотря ни на что, обретает все большую популярность. В процессе появления новых выставок, книг, лекций и фильмов постепенно формулируется эта часть нашей культуры и истории. Во многом это происходит благодаря обширной просветительской деятельности музеев и множества других площадок. В этом есть и наш вклад: арт-рынок всё же довольно закрытое сообщество, а мы благодаря нашим аукционам «открыли двери пошире». VLADEY находится в Москве, наши выставки открыты для всех, эстимейты лотов указаны на сайте, делать ставки и просто наблюдать можно из зала или онлайн. По сути, участвовать может любой желающий. Наш классический аукцион интересует в основном матерых коллекционеров, которые знают формулу: «Сегодня на VLADEY, завтра — в музей». Много работ, купленных на наших торгах, регулярно участвуют в больших музейных выставках — как в России, так и за рубежом. Более демократичный «Все по 100» привлекает очень разных людей, среди них много и тех, кто впервые решился попробовать купить искусство, а кого-то привлекает азарт самих торгов. Приходят и очень молодые люди с желанием обогатить свою жизнь тем, что никогда не выйдет из моды. Начинающие и матерые коллекционеры обращаются к VLADEY как к экспертам арт-рынка, мы предлагаем большой выбор и гарантию того, что имя художника, уникальная работа которого приобретена, завтра не будет забыто.
Елена Белоногова, основательница арт-центра Cube.Moscow:
На западе культура потребления искусства развита сильнее, чем в России. И это неудивительно. Мы пережили Советский Союз, на время которого пришелся рассвет русского авангарда — к сожалению, его чествование продлилось недолго, а после провозглашения русского авангарда буржуазным искусством, соцреализм остался практически единственным официальным направлением визуального искусства страны. Мы были оторваны от остального мира, лишены возможности путешествовать и познавать новое. Пока в остальном мире рынок искусства развивался, в Советском Союзе художники не могли свободно продавать свои работы, а люди не могли их приобретать, такая деятельность преследовалось законом. После распада СССР наступили голодные девяностые, когда произошло резкое деление общества на классы, при этом средний класс практически отсутствовал, а бедные были в подавляющем большинстве — покупать искусство было просто некому. Плюс в условиях нестабильной экономики люди просто боятся тратить то, что удалось заработать. Для появления культуры потребления искусства не было почвы. Сегодня ситуация меняется в положительном направлении, и мы стараемся делать все, что в наших силах. Мы с большим уважением относимся ко всем, кто работает в этом направлении, и активно вступаем в разные формы коллабораций для усиления общего голоса.
Как происходит подготовка к аукциону и от чего зависит исход торгов
Владимир Овчаренко, основатель и руководитель аукциона современного искусства VLADEY:
Завершая один аукцион, мы начинаем подготовку к следующему. Для классических торгов мы ищем произведения особенные, важные как в творчестве художника, так и для истории современного российского искусства. Это самая сложная часть работы, которая длится месяцы. Найденные нами шедевры мы всегда стараемся представить достойно, поэтому выбираем для предаукционных выставок такие площадки, как Московский музей современного искусства или Фонд культуры «Екатерина». Каждый лот мы изучаем и выпускаем большой каталог аукциона, где произведения сопровождаются искусствоведческими текстами, фотографиями, комментариями художников, а и иногда и целыми историями. Я делаю ставку на успешную продажу всех лотов аукциона — если они попали на аукцион, значит, у них одинаковые шансы. Что касается исхода торгов, то он зависит в равной степени от публики и лотов. Важно, чтобы коллекционер и шедевр нашли друг друга в этот день и час.