Почему арт-мир никогда не станет прежним и какова здесь роль соцсетей — можно узнать в экспозиции, посвященной искусству самоизоляции.
Искусство самоизоляции — арт-пространство «Cube Moscow» представляет серию выставок, посвященных художникам на карантине. Почему арт-мир никогда не станет прежним и какова здесь роль соцсетей — узнала Алия Шарифуллина.
«Шах и мат» современного искусства во время пандемии — нашумевший проект «Шар и крест» — группа в Facebook (запрещена в РФ), в которой можно было купить и продать работы художников за минимальную стоимость. Например, картины Айдан Салаховой, которые стоят не меньше 20 тысяч евро, на этой площадке уходили в 20 раз дешевле. Ценовая планка группы: не больше 10 тысяч рублей за графику и 20 за живопись. Обладателем произведения искусства становился тот, кто первым писал в комментариях «беру!». Азартные правила игры — не столько для заработка художников, сколько для борьбы с одиночеством и депрессией.
Демократичность — двигатель торговли. В игру включились не только коллекционеры со стажем, за пару недель перевыполнив план по покупке искусства, но и те, кого арт-мир не увлекал или даже пугал. Сотни запертых по домам людей купили около 15 тысяч произведений искусства.
«Некий азарт, который появился, он, конечно, способствовал эмоциональному подъему. И сейчас, когда все галереи вновь открыты, мы видим, что эти люди вышли в мир, и стало больше потенциальных покупателей», — рассказал коллекционер, автор проекта «Шар и крест» Максим Боксер.
«Всё несчастье людей происходит только от того, что они не умеют спокойно сидеть в своей комнате» — писал французский философ Блез Паскаль. Все произведения художников, представленные на этой выставке, так или иначе — размышления о мире, который принудительно поставили на паузу. Серия картин «Жесть» главного художника Театра на Бронной, Ларисы Ломакиной — ироничный спектакль о «жизни в стеклянной банке». 12 подвигов мышонка в режиме самоизоляции.
Лариса Ломакина: «Себя мы ощущаем, наверное, песчинками. Потому что такая катастрофа, которая обрушилась на человечество… У нас нет такого опыта, мы не знаем, как это пережить. Кто-то бежит к психоаналитику через Skype, кто-то пытается бороться самостоятельно. Мы Гераклы, на самом деле. Если мы это переживем, мы войдем в историю, это точно!».
Самоизоляция, как массовый перформанс, из которого не только человечество, само искусство обязано выйти другим. Бездействие, остановка, погружение в страхи и наблюдение за собственным эго расставили свои акценты в современном искусстве — хрупкость бытия и дерзкие эксперименты по выживанию.
«Созерцая этот объект, человек начинает понимать внутри себя, что сила, стержень находится в нем самом. Как эта неваляшка — ты ее толкаешь, она имеет способность восстанавливаться в вертикальном положении. Так же и человек имеет способность сам самоисцеляться, самовосстанавливаться», — отметила художница Ефросина.
Андеграунд-клуб, где музыка звучит круглосуточно, словно напоминание — «шоу продолжается». Правда, пока посетителей здесь нет. Покинув свои дома, люди учатся снова жить в движении, делая все возможное, чтобы не сорваться, как и прежде, на бег.