В экспозиции представлены работы мастеров начала XX века и современных авторов.
«Нам нужен Дягилев». С таким манифестом выступают художники-участники большого выставочного проекта. Его открыла галерея «Купол» в арт-пространстве Cube.Moscow. В экспозиции – работы мастеров начала XX века и современных авторов. Представлены разные виды искусств: от живописи и графики до видеоарта. Репортаж Алии Шарифуллиной.
«Чем именно вы занимаетесь?» – спросил король Испании Альфонсо III при встрече с Сергеем Дягилевым на приеме в Мадриде. «Ваше величество, я такой же, как вы – я ничего не делаю, но я незаменим», – ответил импресарио. Ни один человек не сделал в XX веке для продвижения русского искусства и культуры в мире больше, чем Дягилев. И сегодня, в XXI веке, чувствуется по нему особая тоска. Например, платье от Вадима Тишина – игра с «Русскими сезонами».
«Специально для выставки я создал платье «Дягилев», вдохновившись тканями дягилевских сезонов. А конкретно – «Видением розы», соединив его с первоисточником. Вышел четырехметровый объект», – рассказал художник Вадим Тишин.
Он был довольно индифферентным к «поэтическому началу» в искусстве, лишь бы было «красиво». Это слово у Дягилева вырывалось особенно часто, но означало нечто весьма неопределенное. «Красивого» на этой выставке много из самых разных видов искусств: живописи, графики, костюма и видеорта. Возможны странные сближения: Бенуа, Бакст, Добужинский и тут же – Хамдамов, Купер, Чапурин. Вот, например, работы от автора стиля «имперский панк» – Кати Филипповой. Крепкая смесь из любви к классическому балету, знаний искусства и жажды свободы. Все, как Дягилев завещал.
«Это имя безусловно является огромным для русской души, символом и мечтой о том времени, ностальгией. Для нас это некий эталон, на который хочется ориентироваться. Все! Там нет никаких вопросов, причитаний», – прокомментировала художник Катя Филиппова.
Никаких вопросов в названии выставки тоже нет. Нет вообще никаких знаков препинания. «Нам нужен Дягилев» – аксиома, даже манифест современных художников, которым нужен свой мэтр.
«Мне было интересно раскрыть Бакста с позиции, что его эскизы статичные, но содержат в себе движения. Это очень сложная задача – в статике изобразить движения. Я попытался сделать некий эксперимент – движения, наоборот, претворить во что-то почти недвижимое», – поделился художник Платон Инфанте.
«Такая глыба с харизмой и талантом, такого человека нам очень нужно сейчас найти. Очень хотелось бы показать не просто российскую культуру со всех сторон, а именно связь поколений», – пояснила основатель галереи «Купол», коллекционер Ольга Шепельская.
Непрерывная связь творцов свободного искусства, обладающих удивительной способностью – набрать полные легкие воздуха, оглянувшись на 100 лет назад, и выдохнуть на 100 лет вперед.