История культуры коллекционирования уходит корнями глубоко в прошлое. Принципы выбора объектов эволюционировали параллельно с развитием практики коллекционирования, отражая изменения, происходившие в обществе, культуре, политике, и превращая коллекционирование в сложный культурный феномен. Так, в эпоху древности или Средневековья объектами коллекционирования скорее становились предметы, обладавшие сакральным значением и относившиеся к религиозным культам, а в эпоху Возрождения они, с одной стороны, начинают демонстрировать статус их владельца, становясь своего рода инструментом социальной дифференциации, с другой – больше ценятся за эстетическую ценность и уникальность, а также за то наслаждение созерцания, которые способны приносить. Радикальные социокультурные перемены, произошедшие в XX веке, нашли отражение не только в активном распространении и демократизации практики коллекционирования, начавшейся еще в XIX веке в связи с индустриализацией, но и в расширении вариативности самих объектов. Кроме того, возникает новый критерий отбора предметов, основанный на оценке их инвестиционного потенциала. Глобальная цифровизация открывает перед нами и вовсе новую главу культуры обладания, меняя наши представления о собственности и делая не обязательным непосредственный контакт владельца с материальным произведением. Но какова вероятность в этом случае глубокого диалога между владельцем и объектом искусства? Возможна ли прочная эмоциональная связь, образующаяся между ними в момент знакомства и развивающаяся с течением времени?
Несмотря на то, что процесс поиска и приобретения предметов искусства в коллекцию априори является своеобразным источником удовольствия, степень эмоциональной включенности коллекционера может варьироваться в зависимости от принципов формирования и пополнения коллекции. Выставка «Объект желания» предлагает взгляд на выбор произведений в первую очередь с точки зрения эмоциональной связи, возникающей между произведением искусства и его обладателем. Эта связь обусловлена во многом глубоко личными, субъективными факторами, связанными в первую очередь с первоначальным импульсом желания обладания, нежели с прагматичной оценкой валидности произведения с точки зрения его социального, инвестиционного или культурного потенциала. Более того, иногда эти факторы могут и вовсе игнорироваться в угоду личному вкусу, а также внезапно возникшей симпатии и привязанности.
В рамках выставки предполагается выстроить и визуализировать не только диалог между владельцем и объектом искусства, построенный на эмоциональной составляющей, но и исследовать дуальность сцепки коллекционер–галерист. Первоначальный выбор галериста создает вариативное поле, ограниченное определенной выборкой произведений, тем самым оказывая влияние на выбор коллекционера. Выступая посредником в процессе обретения коллекционером желаемых объектов, галерист подчас способен сам вставать на позицию коллекционера, желающего обладать тем объектом, с которым на определенном этапе он вынужден расстаться, тем самым оставляя внутри себя лакуну. Коллекционер в свою очередь находится в перманентном состоянии необходимости выбора внутри этого поля, где те или иные объекты сохраняют свою потенцию «объектов желания». В рамках локального выставочного эксперимента мы предлагаем сделать выбор, основанный лишь на первоначальном эмоциональном импульсе и близости субъективным предпочтениям, оставив за скобками прочие факторы.
Куратор: Полина Могилина
На выставке можно будет увидеть работы как классиков современного российского искусства, так и авторов молодого поколения. Среди художников, чьи произведения можно будет увидеть на выставке: Олег Целков, Анатолий Зверев, Константин Звездочётов, Оскар Рабин, Леонид Пурыгин, Андрей Гросицкий, Александр Цикаришвили, Гоша Острецов, Дмитрий Булныгин, Кирилл Кто, Аня Канфер, Оля Австрейх, Анна Андржиевская, Ринат Волигамси, Сергей Вэ, Константин Чирков, Катя Гранова, Катя Никитина, Петр Беленок, Влад Кульков, Анастасия Кузнецова, Варя Выборова, Анна Бёрч и др.
В экспозиции будут представлены произведения из личного собрания основательницы Cube.Moscow Елены Белоноговой, а также из коллекций галерей и их коллекционеров — в числе галерей в проекте участвуют: «КультПроект» (Юлия Манусевич и Ирина Солнцева), PA Gallery (Елена Паршина и Надежда Аванесова), Syntax Gallery (Эльвира Тарноградская), 159F Gallery (Анна Антонова), Postrigay Gallery (Анастасия Постригай), галерея ЛУЧ (Светлана Николаева), TRIPTYCH Gallery (Виктория Шишкова), Artocratia Gallery (Марина Альвитр), Monart (Инна Мурашева), галерея «Небеса» (Ольга Козадаева), MSCA Gallery (Михаил Левин, Жанна Бобракова), АРТМАГ (Елена Крылова).
Проект «Объект желания» в большом выставочном зале Cube.Moscow реализуется при поддержке компаний «Ампир Декор» и Mallers.
Биеннале частных коллекций — совместное высказывание более 40 галерей и культурных институций России представят выставочные, издательские и просветительские проекты, посвященные коллекционерам и их собраниям. Биеннале проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Суздале, Владимире, Калуге, Екатеринбурге, Казани, Уфе, Томске, Владивостоке. Все они рассказывают о «своём» коллекционере, значимом для них и для той территории, на которой они находятся. Галереи, культурные фонды, центры искусства, музеи частных коллекций в течение нескольких месяцев представят выставочные, издательские и просветительские проекты, в которых коллекционер определяется как знаковая фигура для истории искусства и формирования культурного ландшафта. Биеннале частных коллекций пройдет с июня по октябрь 2025 года. Организатор проекта: Фонд «Новые коллекционеры», чья деятельность направлена на развитие и поддержку коллекционирования в России.