«Мое место» — передвижная инсталляция, собираемая заново в каждом новом пространстве как временное укрытие и карта памяти. Это комната, которая пребывает вместе с художницей, разросшаяся в хаосе предметов и следов повседневной жизни. Она собрана из тканей, нитей, коробок, карандашных записей, обрывков мыслей, переработанных и трансформированных объектов. Здесь каждая вещь становится носителем памяти, аффекта и телесного опыта. Это не просто реконструкция комнаты, а своего рода сжатая вселенная — архитектура субъективности, организованная по принципу гнезда или убежища. Инсталляция отсылает к «Гнезду хомячка» Дэша Сноу, к закрытым пространствам хикикомори, к формам добровольной изоляции, где вещи начинают замещать социальные связи, язык, хронику жизни.
Инсталляция перекликается с тем, что Гастон Башляр в «Поэтике пространства» описывает как феномен дома как места, не состоящего только из стен, а пространства сновидений, осевшего в материи. Здесь вещи не просто лежат — они населяют, собирают на себе следы времени, становятся неотделимыми от тела и памяти. Дом становится переносным приютом от бессмысленности, телом субъекта, разросшегося за пределы кожи. «Мое место» работает как обратная перспектива на жест Трейси Эмин, выставившей свою постель как экспозицию биографической уязвимости. У Анны Сави — иное: вместо крика — накопление, вместо исповеди — сдержанный внутренний монолог, артикулированный через вещи. Хлам превращается в архив, в форму самофиксации. Это не жест заявления, а тактика присутствия.
Важный объект инсталляции — «Кролик печали»: мягкая игрушка — не просто деталь, а вещь-собеседник. Он накапливает прикосновения, вмешательства и олицетворяет телесную память. Каждое взаимодействие оставляет след, как шрам, становящийся частью тела и идентичности. Следы на теле «Кролика» совпадают с внутренней и внешней анатомией автора. Как и у Яёи Кусамы, где точки становятся способом растворить себя в пространстве и размыть границу между телом и миром, так и соприкосновение с «Кроликом» становится актом растворения субъективности в материи. «Мое место» и «Кролик печали» — выставка-убежище: вещь как носитель биографии, пространство — как временное продление тела. Это способ остаться, когда ничего не держит. Это попытка очертить территорию существования — не для того, чтобы заявить о себе, а чтобы не исчезнуть.
Екатерина Зверева