Вверх

Интервью с художником: Михаил Зражевский

DSC04855 copy

Как давно ты занимаешься искусством?

Я родился в семье художников, поэтому искусство в том или ином виде окружало меня всегда. Да и рисовал я столько, сколько себя помню. Для меня это достаточно естественная и привычная деятельность.

«Частыми сюжетами для меня являются пустынные городские пространства. <…> Сцены, где главными героями становятся не люди, а оставленный ими “реквизит”. Я же, как человек случайно попавший за кулисы, как будто пытаюсь догадаться в чем смысл этой постановки»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

В детстве я учился в художественном лицее на Крымском Валу, затем в Суриковском институте. Там я пробовал себя в разных направлениях, учился сначала в монументальной мастерской, а выпускался уже из мастерской современного искусства Айдан Салаховой и Сергея Оссовского. Обучался в «Свободных мастерских» при ММОМА.

Я учился всю жизнь и считаю, что это необходимый этап на пути развития художника. Наверное, академическое образование подойдёт не всем, но образование помогает самому художнику понять, в каком контексте он находится, что было сделано до него и с каким набором тем работают художники сейчас. Ведь существует не так много людей, обладающих талантом Пиросмани или Руссо. Но, в конечном итоге, образование не должно быть самоцелью, все-таки важен именно результат и сами работы.

Опиши свой обычный рабочий день.

Как достаточно организованный человек, я стараюсь, чтобы работа над картиной двигалась по определённому плану. Иногда я его даже пишу для каждой отдельной работы. Это помогает в условиях ограниченного времени, чтобы процесс не растягивался до бесконечности.

Я привык работать при естественном освещении, поэтому расписание моего дня во многом продиктовано им. Стараюсь начинать утром, чтобы не терять драгоценного времени, и заканчиваю к обеду. Но и тут иногда возникают сложности. Например, бывает, что требуется время, чтобы почувствовать материал и разрисоваться. Тогда самыми продуктивными могут быть не первые, а, наоборот, последние часы.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Когда появляется возможность, уделяю время спорту. В последнее время, регулярно хожу на пробежки. Для меня важно сменять вид деятельности, чтобы потом можно было вернуться к работе со свежим взглядом и новыми мыслями. Также всегда стараюсь видеться с друзьями и знакомыми, ходить на выставки и концерты. Общение вдохновляет и является драйвером новых идей, мыслей и проектов. На самом деле, не люблю сидеть в башне из слоновой кости и считаю, что художнику нужен широкий кругозор и открытость к разным мнениям.

DSC04630

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотел попробовать?

Я работаю в технике многослойной масляной живописи. Мои основные медиумы холст и масло. Это достаточно классический набор человека, получившего академическое образование. Те материалы, которые я знаю лучше всего и в которых комфортнее всего себя чувствую.

Очень хочу попробовать заняться печатной графикой. Надеюсь, в этом году удастся воплотить идеи графической серии в технике литографии или ксилографии.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотел бы поработать?

Наверное, темы, которые больше всего меня интересуют и к которым ближе всего стоят мои работы, это темы памяти и времени. Частыми сюжетами для меня являются пустынные городские пространства. Но не их открыточные виды с обилием архитектуры, а различные повседневные сцены, присутствующие в них. Сцены, где главными героями становятся не люди, а оставленный ими «реквизит». Я же, как человек случайно попавший за кулисы, как будто пытаюсь догадаться, в чем смысл этой постановки, какой её сюжет и какой жизнью на самом деле живут её персонажи, о чём говорят её декорации. В итоге, изображённые мною локации или случайные объекты навсегда застывают в моменте времени, и начинают жить собственной таинственной жизнью, подобно воспоминаниям.

Думаю, одна из тем над которой мне интересно было бы поработать — «автопортрет художника». Но не буквальный, а рассказанный через разнообразные бытовые предметы, отражающие его жизнь. Другими словами, это могла бы быть серия небольших символических натюрмортов.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Думаю, такой вещью являются путешествия. Все-таки большинство моих сюжетов подсмотрено именно там. Для художника очень важны не только визуальные впечатления, но и опыт пребывания в иной культурной среде. Всё это позволяет многое переосмыслить: от повседневного образа жизни до, собственно, видения себя в мире искусства. Как сказал кто-то, — из путешествия никогда не возвращаешься прежним.

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

Планирую продолжать писать серии холстов и делать различные выставки. Хотелось бы больше времени уделять именно этой деятельности. Увеличить скорость написания работ, попробовать новые техники, в частности, графические. Участвовать в большем количестве выставок. Мне кажется, это именно то, в чем я нуждаюсь на данном этапе.

Также я регулярно просматриваю информацию по заграничным опен-коллам и резиденциям. Надеюсь, в этом году удастся поучаствовать в одной любопытной европейской выставке.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Большое влияние в плане техники на меня оказали малые голландцы и Вермеер — один из моих любимых художников. С точки зрения выбора тем и сюжетов я вдохновляюсь творчеством Вильгельма Хаммерсхёя и Эдварда Хоппера. Мне близок их отрешённый взгляд на окружение, акцент на безлюдных комнатах или пейзажах, внимание к эфемерным деталям — падающему в комнату лучу света, прозрачному воздуху, которым заполнено то или иное пространство, и, в целом, к миру теней, рефлексов и бликов.

В плане трактовки понятия времени я вдохновляюсь отчасти философскими инсталляциями американского художника Феликса Гонсалеса-Торреса, который был заметной фигурой концептуального искусства 90-х.

Также меня привлекают и, наверное, оказывают какое-то влияние на моё творчество произведения Юкио Мисимы. Они всегда словно наполнены воздухом и мельчайшими деталями, которые создают невероятно живую атмосферу. Читая его романы, можно как будто на себе почувствовать легкий морской бриз или духоту жаркого дня. По-моему, это просто потрясающее качество для любого произведения искусства.

Если бы ты мог провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

Хотелось бы провести несколько небольших выставок в маленьких уютных пространствах. Причем желательно, чтобы пространство было похоже на интерьер дома или квартиры. Произведения небольших форматов, как у меня, очень выгодно смотрятся в такой обстановке. Также, кажется, это недооценённый формат выставок. Надеюсь, он станет популярнее.

Что больше всего ты любил рисовать в детстве?

Помню, в дошкольном возрасте меня очень впечатляли поездки на электричках, и, приезжая домой, мне склеивали несколько листов бумаги на которых я фронтально рисовал длинные составы с разными вагонами: один вагон с песком, второй с щебнем, другой — почтовый, четвертой едет круглая цистерна и т.д. Главное, чтобы было побольше деталей и все вагоны отличались друг от друга.

А уже обучаясь в художественном лицее, мне больше всего нравилось писать небольшие пейзажи акварелью. Кажется, этот материал вообще лучше всего подходит для лёгких летних этюдов. Особенно, если писать их в какой-нибудь старой усадьбе или парке.