Как давно ты занимаешься искусством?
Если говорить вообще, то с детства — сначала ходила в различные детские кружки по росписи, потом решила, что хочу в художественную школу.
«Чуткое взаимодействие всегда меня волновало, и эта мысль присутствует во всех работах дополнительным слоем. Но основной я бы назвала тему общей межвидовой коммуникации, восприятия мира, как единого организма»
Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?
Да, у меня довольно долгий студенческий опыт. Сначала я поступила в Ивановское художественное училище, потом поняла, что этого образования мне недостаточно — мечтала поехать учиться в Питер. Я не могла пойти на очное обучение и поступила заочно в Академию Художеств имени И.Е. Репина на факультет Теории и истории искусств. Мне там очень нравилось, это был самый информативный и эмоционально комфортный опыт обучения. Но после третьего курса я уже точно понимала, что не смогу остаться в теории, мне невозможно хотелось что-то делать самой.
Я забрала документы и поступила в Академию имени А.Л. Штиглица на кафедру транспортного дизайна. Это был очень насыщенный практический курс, который меня познакомил с концептуальным мышлением, 3D-программами, но совершенно лишенный теории:) После защиты диплома, я решила доучиться в Академии Репина и закрыть свои теоретические вопросы.
Далее продолжила учиться в Школе современного искусства Свободные мастерские при ММОМА, так как курс академического образования заканчивается в лучшем случае на первой половине XX века.
Мне сложно сказать, нужно ли сейчас образование. Я знаю авторов, которые делают прекрасные вещи и без него, но сама не жалею, что столько лет провела именно так: все же это интересно и помогает углубляться во многие вопросы, которые без необходимости люди чаще не затрагивают. Еще один бонус образования — привычка что-то изучать.
Опиши свой обычный рабочий день.
До недавнего времени я работала только дома, и мне было сложно отследить, где у меня заканчивается быт и начинается работа, все перемешивалось. Пару месяцев назад мы с одногрупниками из Свободных мастерских арендовали мастерскую. И сейчас я пытаюсь понять, как же мне комфортно работать, какие задачи я могу делать из дома и какие только в мастерской, поэтому, наверное, я не смогу сейчас ответить про свой обычный рабочий день, я его пока не создала.
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Мне кажется, свободного времени не существует:) В этом году у меня его было очень мало. Я не очень социальный человек и часто стараюсь уединяться, либо уезжать из города к близким людям в какую-нибудь глушь. Если я в Москве, то стараюсь быть дома, читать, ухаживать за кошкой и цветами.
В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?
Долгое время работала только в графике, потом захотелось выйти в объем, и для этого отлично подошла керамика. Наверное, эти два медиума — мои основные, но некоторые проекты требовали эксперимента.
Я пробовала работать со стеклом, с найденными объектами, тоже правда из стекла, а на данный момент хочется вернуться в поле 3D-графики и виртуальных пространств. Пока думаю, что бы я хотела выразить таким образом. Еще ищу способ создания больших объектов, которые хорошо бы работали в городской среде или просто в любой другой не замкнутой — тоже изучаю варианты.
Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?
В последнее время я много внимания уделяла теме хрупкости, состоянию на грани разрушения. Чуткое взаимодействие всегда меня волновало, и эта мысль присутствует во всех работах дополнительным слоем. Но основной я бы назвала тему общей межвидовой коммуникации, восприятия мира, как единого организма.
Мне сложно заранее сформулировать вопрос, который в данный момент меня волнует. Как правило, только по завершении работы я понимаю до конца, про что для меня все это было. На данный момент я рассматриваю физиологические, телесные паттерны в различных видах живых существ. Разглядываю тела, как некий трансформирующийся модус, переходящий от одного организма к другому, не всегда даже к одушевленному.
Что мотивирует тебя создавать новые работы?
Я пробовала не создавать, но у меня не вышло:) Долго искала обходные пути и старалась не выбирать карьеру художника, зная как «тут» все непросто. Но потом поняла, что это избегание делает только хуже, и перестала сопротивляться, теперь просто делаю.
В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?
Сейчас я ощущаю особый трепет, находясь внутри масштабных инсталляций, пространств. Я думаю мне нужно стремиться в эту сторону.
Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.
Одно из самых ярких переживаний в искусстве у меня случилось во время изучения итальянского возрождения и породившую его философию гуманизма. Поиск человеком своих границ, через превозношение себя, привел к невероятной красоте в искусстве и страшнейшим вещам в жизни. Этот симбиоз меня шокировал и завораживал. Тогда же, я читала работу искусствоведа Александра Степанова, где он описывал концепцию «игнуди» на фресках в Сикстинской капелле.
По его словам, художник изобразил на парусах купола размышления о людях, которые не были изгнаны из рая, не приобрели стыд, сомнение в своей достаточности и отторжение к этому миру, а жили бы в гармонии с ним, как животные.
Мне была интересна эта мысль и близко восприятие животных, как более органичных нашему миру существ, нежели человек.
Второе столь же яркое переживание со мной случилось, когда я изучала творчество Энди Уорхола, точнее, когда я посетила его выставку и четко ощутила, что все его работы про смерть. Такую красивую, нарядную, но неотвратимую.
Мне крайне сложно дается видеоконтент, наверное, самый близкий по моему восприятию реальности фильм — «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо. Еще, на мой взгляд, потрясающая экранизация «Сказки Сказок» Матто Гарроне. Не могу сказать, повлияли ли они, но я почувствовала, что кто-то считывает этот мир очень похоже.
Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?
Я думаю, это должен быть случайно заброшенный в центре города кусок леса. Чтобы он был как битый пиксель этой реальности и абсолютно захватывал своей неуместностью.
Что больше всего ты любила рисовать в детстве?
Это были абстрактные линии, что-то вроде узоров или пятен. Сейчас я понимаю, что по пластике они очень похожи на то, что я делаю, просто из-за меньших навыков они были менее детальны. Сегодня я снова стараюсь избавиться от большого количества деталей и выйти к более абстрактным, интуитивно воспринимаемым формам.