Как давно ты занимаешься искусством?
Планомерно и осознанно лет семь, до этого периодически что-то рисовал, мастерил, а еще с ранней юности занимаюсь музыкой (гитара) — в какой-то момент серьезно думал о карьере музыканта.
«Делаю, потому что иначе не могу и не хочу»
Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?
Нет, не думаю что это необходимо. Хорошо поучиться в каком-то современном институте вроде «БАЗА» или ИСИ, но и это не обязательно и не для всех.
Опиши свой обычный рабочий день.
У меня нет разделения на рабочие и выходные дни. Встаю обычно рано — в 6-8 утра, но из дома могу выйти поздно, в обед. Работать в мастерской нравится днем и так же со встречами. Работаю обычно быстро, но не очень долго. Люблю тишину: и дома, и в мастерской всегда тихо. Несмотря на абсолютно свободный график, стараюсь каждый день делать что-то полезное, значимое, интересное, необычное, но это не по расписанию, конечно, и не для галочки.
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Если речь идет об отдыхе, то я как-то так выстроил свой способ существования, что в нем нет понятий «работа-отдых», «развлечения-рутина», «дом-рабочее место» и т.д. Когда я сильно устал, для меня отдых — просто лежать в тишине, читать или листать телефон.
В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотел попробовать?
В очень разных. В последнее время в инсталляциях. Нравится идея тотальной инсталляции: такая киносцена, замерший фильм, в который можно войти. Реализовал это в Номере 304 в отеле Marco Polo и частично в Солянке на выставке «Вдох – Выдох». В таких проектах сам медиум вторичен: это просто средство конструирования концепции, и это мне близко.
Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотел бы поработать?
Одна из главных тем — подсознательное, некий трансгрессивный опыт, попытка погрузить в него зрителя. Вопросы без явных ответов, параллельные реальности, пересекающиеся с нашей в некоторых точках, и сами точки таких пересечений. Отношения человека, личности с системой, бюрократической машиной, сопутствующий этим отношениям сюр и абсурд. Хотел бы, наверное, в большей степени делать объемные, монолитные, завершенные проекты, производить свои автономные зоны, сцены.
Что мотивирует тебя создавать новые работы?
Для этого не нужно совершенно никакой мотивации: делаю, потому что иначе не могу и не хочу.
Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.
Концептуалисты (и западные, и отечественные), частично сюрреалисты, дадаисты. Близок Дэвид Линч. Помимо безусловного вклада в кинематограф, он нравится своей мультидисциплинарностью: музыка, живопись, кино, литература — все это художественные средства выражения, иллюстрации его миров, если угодно. Такой же, например, Тонино Гуэрра. Литературу художественную раньше много читал: Маркес, Кортасар, Кафка, Гессе, разная классика. Из нашего, конечно, Пелевин, Сорокин, Довлатов, Ерофеев, Шаламов и многие другие. Были религиозные, ведические, буддистские, адвайтистские тексты, психология. Сейчас в основном читаю специфическую литературу по искусству или философии.
Если бы ты мог провести выставку в любом месте, где бы она прошла?
Мне кажется, что места моих выставок соразмерны и примерно равноценны моей практике. Все идет так, как и должно, с положительной динамикой. Дальше, вероятно, будут какие-то площадки рангом выше предыдущих, хотя и прошлые прекрасны.
Что больше всего ты любил рисовать в детстве?
Ниндзей.