Вверх

Интервью с художницей: Надя Петрова

IMG 20220723 133105

Как давно ты занимаешься искусством?

Если ответить на этот вопрос формально, то я стала художницей с 2021 года, когда решила регулярно участвовать в выставках, а не эпизодически, как это было раньше. А если посмотреть на мою жизнь, то я всегда рисовала, вязала, что-то мастерила, училась разным видам творчества, зарабатывала деньги, создавая различные визуалы (дизайны, логотипы, иллюстрации, концепции).

«Самые большие кружева суммарно по времени занимали примерно 120 часов, так что в день я стараюсь работать по 6-10 часов»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

Да, несколько штук: художник декоративной росписи, графический дизайнер и художник современного искусства. Но при этом я не уверена, что все эти образования действительно были мне нужны и полезны. Меня всегда интересовали вещи, которых почему-то не было в программе учебных заведений. В декоративной росписи уделялось очень много времени мастерству и технике, а меня больше интересовали сюжеты в росписях северных областей России. Было интересно рассматривать музейные прялки и сундуки, изучать, какие сценки там были изображены и как бытовая жизнь отражалась в прикладном искусстве. В институте, когда я училась на графического дизайнера, меня больше волновала иллюстрация и привнесение средств ручной графики в дизайн, но эти темы затрагивались по касательной, так что пришлось самой заниматься образованием в нужной мне области.

Опиши свой обычный рабочий день.

Мой обычный рабочий день начинается утром и кончается вечером. В нем нет никаких откровений и лайфхаков. У меня нет системы разделения времени на задачи, например: 30% времени я пишу заявки, делаю фотографии и веду соцсети, а 70% делаю работы. Обычно дни посвящены одному занятию, чаще всего вязанию, потому что это самая времязатратная часть работы. Самые большие кружева суммарно по времени занимали примерно 120 часов, так что в день я стараюсь работать часов по 6-10, если есть дедлайн к выставке. Довольно тяжело приходится, когда у меня совпадают работа над дизайнерскими проектами и арт-активности, тогда я работаю в 2 смены — сначала 7-8 часов у компа дизайнером, потом перемещаюсь на диван и вяжу еще часа 4.

Есть еще один вид рабочего дня — выходной или день в отпуске, когда я занимаюсь рисовальной практикой. Обычно это зарисовки модели в студии или пленэрные скетчи.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Кататься на велосипеде, гулять на природе, ходить весь день по музеям.

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?

Кружево, объемное вязание и рисунок. Вязание для меня является медиумом не затронутым образованием, свободным от учебных догм и правил. Мне в нем довольно комфортно: как продуманные вещи с эскизами, поиск узоров, пластика, так и чисто интуитивные объекты, основанные только на моментальном желании изменения формы. 

А рисунок наоборот — академическая практика, которую я использую для отчуждения своего авторства и переложения этой роли на модель.

Хотелось бы поработать со светом, тенями, с растворением пространства в каком-либо цвете и диджитал-анимацией.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?

Темы с которыми я работаю: современная мифология и фольклор; тактильная чувственность; тело и движение; общественно-социальные потрясения. Тема, которая пока не нашла четкой формулировки и формы, но которая меня дико волнует и поглощает — это интернет-зависимость и погружение в бесконечные потоковые видео.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Просто желание делать работы, сам процесс вязания, удовольствие от него, когда буквально из ничего, из клубка, крючка и спиц получается кружевное изображение или, наоборот, объемный объект. А в случае с рисованием — привычка.

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

Меня устраивает то направление, в котором я нахожусь сейчас — работа с текстилем, как с обычным художественным материалом, а не только декоративно-прикладным, и выражение через него актуальных тем.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Не думаю, что есть прямая связь между моими вкусами и моими работами, не вижу явного пересечения в жанрах и темах. Самое яркое первое впечатление от искусства была выставка японского фотографа Нобуёси Араки. Из художников нравятся, за свою междисциплинарность, художник из ЮАР Уильям Кентридж и турецкая художница Фюсон Онур. 

Фильмы, книги, музыка, тут мне сложно сказать, что есть какие-то ключевые авторы, которые на меня повлияли, актуальность просмотренного и прочитанного сейчас притупилась, а музыка всегда скорее была фоном, чем самостоятельным видом досуга, а вот места всегда заряжают энергией — обожаю маленькие старинные города, исходила все долины Каппадокии.

Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

Меня всегда привлекали заброшенные пространства со следами прошлой жизни, я с удовольствие ходила на такие сайт-специфичные выставки и хотела сделать нечто подобное. В январе 2022 года мне удалось сделать такую выставку —  «Дом с кружевами» в старом корпусе пионерского лагеря, так что этот гештальт закрыт, а нового идеального места пока не придумалось.

Что больше всего ты любила рисовать в детстве?

Трудно вспомнить, что конкретно я рисовала в раннем детстве, потому что, кажется, я просто разрисовывала все поверхности сценками из жизни и текстами: «распорядок дня», где все слова были неправильно написаны.