Вверх

Интервью с художницей: Ирен Мусина

И.Мусина 1

Как давно ты занимаешься искусством?

Сколько себя помню, занятия искусством всегда были встроены в мою жизнь. Я с детства хотела стать художницей. Мой папа — художник и преподаватель в художественной школе, поэтому как-то всё органично получилось.

«Скорость и непредсказуемость растекания акварели и туши по бумаге, а ещё отсутствие ожиданий — всё это было полной противоположностью моей длительной скрупулёзной работе над текстилем»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

Есть, в 2015 году я окончила Уральский государственный архитектурно-художественный университет по специальности «‎Искусство интерьера». Основным фокусом моего обучения был художественный текстиль. Каждый семестр мы проектировали декоративную композицию, а в следующем — воплощали её в материале: работали с тканью, изучали холодный и горячий батик, ткачество гобеленов. Также у нас были пары по живописи, рисунку и созданию интерьера.

Я считаю, что образование важно. Средне специальное и высшее — хороший опыт и определенная база. Но если так случилось, что у художника нет художественного образования, то это не повод не заниматься искусством. Сейчас существует столько курсов и образовательных программ, что становится легко восполнить какие-либо пробелы. Главное — желание и практика, практика, практика. Ещё я думаю, что каждому художнику важно периодически учиться чему-нибудь новому.

Опиши свой обычный рабочий день.

Сейчас моя мастерская находится в соседней комнате — два года назад я решила, что так на данном этапе мне будет удобнее. Поэтому средняя структура рабочего дня довольно стандартная: завтрак, работаю, обед, работаю, ужин, отдыхаю. В середине дня стараюсь выйти погулять или по другим делам. Бывает, что приступаю к работе с обеда или могу поработать вечером. В расписании я не привязываюсь к конкретному времени, ориентируюсь на свой ресурс. Некоторые задачи требуют больше сил, чем другие, и восстановление происходит дольше. Я заметила, что эффективнее всего работаю и получаю максимум удовольствия от процесса, когда закрыты базовые потребности в отдыхе и впечатлениях. Звучит довольно банально, но раньше я часто игнорировала сигналы своего тела, и ни к чему хорошему это меня не приводило. Поскольку я работаю в разных медиумах, то прислушиваюсь к себе — чем именно мне бы хотелось заняться в конкретный день. Иногда хочется разной деятельности в течения дня, а иногда — погрузиться в текстиль или рисование на целый день и даже не выходить на улицу. А бывает, что хочется просидеть весь рабочий день за компьютером, обновляя информацию на сайте.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

В свободное время мне хочется максимально отключиться от творческого процесса.

Идеально — отправиться на прогулку на целый день. Меня подпитывают прогулки по городу и поездки за город. Ещё я люблю рок-музыку, немного играю на гитаре и могу долго и с удовольствием петь. И ещё один вид отдыха, если уже ничего не помогает — лежать в кроватке и запойно читать детективы.

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?

До этого года я работала только с текстилем, в основном в технике ручного ткачества. На этот выбор повлияло образование, но прежде всего — моя большая любовь к текстилю. Люблю его за пластичность и фактурность. Пять лет моя практика была сосредоточена на интерьерных гобеленах, я часто работала на заказ. Постепенно мне стало тесно в рамках этого проекта, а в начале этого года у меня вообще пропало желание прикасаться к ткацкой раме и к текстилю в целом. Сразу было понятно, что это временно, но непонятно, насколько. Это было странное и непростое чувство. Я приняла ситуацию и почти сразу почувствовала жгучую тягу к рисованию. Я выбрала бумагу, акварель, тушь и карандаши. Отказалась от продуманных эскизов. Хоть последние годы я и не занималась рисованием как отдельным видом искусства, оно регулярно присутствовало в качестве подготовительного этапа к работе с текстилем. Перед тем как соткать гобелен, я делала наброски, затем отрисовывала композицию в натуральную величину и ткала также по эскизу, который размещала за нитями основы.

И.Мусина 8

Скорость и непредсказуемость растекания акварели и туши по бумаге, а ещё отсутствие ожиданий — всё это было полной противоположностью моей длительной скрупулёзной работе над текстилем. Это было терапией, но в итоге стало полноценным направлением в моём творчестве, от которого я точно не откажусь. Сейчас я уже вернулась к текстилю и ищу новые приёмы. Например, работаю с тканью и красками и совмещаю с вышивкой. Надеюсь, эти эксперименты скоро увидят свет. Очень бы хотелось сделать инсталляцию, 3D-объект, но мысли мои не уходят далеко от текстиля.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?

Так получилось, что графика для меня больше про впечатления и эмоции, а текстиль помогает выражать мои мысли на тему взаимоотношений природы и человека. Но это не чёткое деление, и чаще всего темы переплетаются.

Есть две темы в текстиле, которые я уже развиваю и планирую продолжать в ближайшее время. Серия Entities — про создание внутреннего безопасного пространства в нестабильном мире. В этой истории есть неизвестные Сущности, которые олицетворяют справедливые силы. Они частично мимикрируют под земные растительные формы и могут изменять и лечить пространство. И вторая тема — Irregular Moss, про то, что пока человечество занималось своими делами, привычные и неизменные растения начали загадочно эволюционировать. Для меня это метафора важности экологической повестки.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Для меня это естественно, я не могу не создавать. Идеи и образы постоянно приходят, и, если их не воплощать, мне станет морально тяжело.

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

Сейчас моя задача — максимально прислушиваться к себе, поэтому я не строю каких-либо особенных планов. Пробую стратегию «наоборот»: создавать, создавать, создавать, а потом посмотреть, что с этим делать. Хочется, конечно, больше выставок: не только для личного удовлетворения, но и чтобы в арт-среде стало больше текстиля.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Мой любимый художник — Василий Кандинский. Благодаря его работам я в старших классах горячо полюбила абстракцию. «А что, так можно было?» — такие у меня были тогда эмоции. Из текстильных художниц мне нравятся Sheila Hicks, Magdalena Abakanowicz, Sarah Neubert, Vanessa Barragão, Lauren and Kass Hernandez, Amy Usdin.

Что касается мест: будете в Петербурге — отправляйтесь в Ботанический сад на Петроградке. Это моё любимое место в плане текстур и цвета, невероятное наслаждение для глаз.

Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

Хочется что-то каменное и полуразрушенное с обшарпанными стенами и проросшими растениями, чтобы вписать туда свои текстильные объекты.

Что больше всего ты любила рисовать в детстве?

Воспоминания о рисовании в детстве довольно размыты. Самые яркие остались о том, что мне нравилось вязать себе игрушки, шить для них одежду, мастерить всякие штуки из текстиля и украшать свои вещи. А теперь посчитаем, сколько раз в тексте встречается слово «текстиль» 🙂

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x