Как давно ты занимаешься искусством?
Это будет мой любимый вопрос! Честно, мне сложно выбрать дату «начала», потому что есть ощущение как будто бы это было всегда. Первые шаги в современном искусстве я начала делать еще в 2021, когда в пандемию было время подумать, чем хотелось бы заниматься, но тогда я преподавала и работала с детьми, а в такой профессии мало свободного времени, все начало стремительно развиваться, когда я ушла с работы. Наверное, я бы поставила такую дату: весна 2023 года, классное для меня время.
«В детстве я любила рисовать животных и девочек, всяких принцесс и фей. Собственно, почти ничего не поменялось))»
Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?
У меня есть художественное образование, я училась семь лет в художественной школе (обожаю свою учительницу, спасибо ей огромное) и четыре года в художественном училище в Астрахани. Если сложить, то получится очень большая цифра для обучения — 11 лет, и надо сказать, что я все равно продолжаю учиться, только уже не тому, как рисовать, а больше узнаю о том, как устроен арт-рынок. Если честно, то я считаю, что стоит получить академическое образование — когда вы знаете «как рисовать» (условно, конечно), легче передать свои идеи. Можно пройти курсы у художников или сделать как я — пойти в училище, но самое важное — нужно очень четко понимать, что вы идете обучаться только тому «как рисовать», а о современных концепциях в арт-сфере никто не будет рассказывать, и параллельно нужно смотреть лекции о современном искусстве, посещать выставки, обязательно нужно изучать историю искусств. После обучения я бы посоветовала пройти курсы уже по профилю современное искусство, либо поработать отдельно с куратором (тоже как вариант).
Опиши свой обычный рабочий день.
Мой рабочий день начинается не слишком рано, чему я безумно рада. Перед тем как начать работать над картинами или эскизами, я практикую медитации. Мне очень важно разгрузить мозг и настроиться. Я очень люблю наряжаться, да, я знаю, что может испачкаться одежда, но мне все равно это нужно. Дальше я много сижу за мольбертом и пишу картины, кстати, работаю я дома, поэтому обычно у меня на руках (скорее это обязательный процесс) сидит мой песик Марципан. Включаю музыку, она у меня очень разная. Также мой день это, конечно, не только картины: очень часто слежу за объявлениями на open call, отправляю заявки, со стороны наверное похоже больше на работу офисного сотрудника, но это тоже часть работы художника.
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
У меня есть два guilty pleasure: смотреть влоги на ютуб и бродить по петроградке и заходить в кофейни. Потому если это выходной, то он полноценно занят либо прогулками по городу, либо отдыхом дома, я вообще очень домашний человек.
В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?
Преимущественно я работаю в рамках живописи, раньше я работала только в графике, потому что мне нечего было сказать в цвете, сейчас цвет и текстура масляных красок — это мой язык повествования. Помимо живописи я занимаюсь керамикой, хочу больше создавать в медиуме скульптуры, но пока прорабатываю концепцию — как связать живопись и керамику вместе, чтобы одна серия подчеркивала другую. Еще есть желание снова углубится в графику, но чувствую, что живопись сильно меня затянула и я очень много сил и времени уделяю холстам и краскам.
Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?
Ключевая тема — мой пережитый опыт и мои чувства. Выражается это все всегда через женский образ, я очень люблю женщин, и мне, собственно, как женщине намного легче говорить о своих чувствах через женский образ. В серии «Цветы и дом» очень много внимания уделила теме спокойствия и принятия, хоть это и не основные концепции серии, но они там есть. Я написала эту серию после очень сильных внутренних изменений и, когда наконец-то в моей жизни появилось внутреннее спокойствие, появилась и эта серия. Все мои картины всегда о обо мне, как бы это ни было эгоистично. Мне однажды сказали: «Твоя живопись — это твоя чувственность», — и я с этим абсолютно согласна.
Сейчас я работаю над новой серией и она уже будет намного глубже. Думаю, что дальше буду брать, скажем так, не очень очевидные темы. Например, в новой серии раскрою тему дуальности женского образа в обществе — это то, что меня долгое время волновало. Думаю, что буду раскрывать тему сексуальности, при этом есть ощущение, что одна тема вытекает из другой.
Что мотивирует тебя создавать новые работы?
Желание высказываться, проявляться. Мне есть, что сказать, вернее, изобразить и показать. Знаете, как будто бы внутреннюю энергию некуда деть, выход исключительно через творчество.
В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?
Мне сложно описать одним словом сегодняшнее мое направление, обычно когда у меня спрашивают, в каком стиле или направлении работаю, отвечаю непринужденно — я работаю в стиле модерн! Сложно выявить одно направление в современном искусстве в целом, но думаю, что дальше мои картины станут более минималистичными, хочу отбросить все лишнее. Посмотрим, кстати, что по итогу будет!
Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.
Чтобы немного окунуться в мое творчество нужно понять, что я прошла очень хорошую академическую базу, собственно, на меня огромные влияние оказали российские живописцы XIX века. Наверное, все мое представление о живописи перевернулось, когда я увидела еще в художественной школе иллюстрации Сальвадора Дали к сказке «Алиса в стране чудес». Я шла по заветам Дали учиться академизму и там уже влюбилась окончательно и бесповоротно: это были картины Левитана и Серова, я не знаю, как можно было такое вообще создавать, очень нежно люблю Врубеля, в один период я очень им вдохновлялась. Конечно, я безумно люблю Моне, Климта, в последнее время вдохновляюсь работами Мондриана, Матисса и Гогена.
Огромное влияние также оказало место, где я родилась и училась — мой родной город Астрахань, это маленький южный городок со своей необычной природой, маленькими улочками, мечетями и православными церквями, базарами (в Питере все говорят рынок, если я не ошибаюсь) и невероятно красивыми людьми.
Очень важные для меня книги — «Кармен» Мериме Проспера и «Консуэлло» Жорж Санд, наверное, больше ничто не влияло на мое творчество так, как эти книги.
С фильмами сложнее, я их открываю для себя очень редко (но метко). Важный для меня фильм — «Малена» с Моникой Белуччи, тут можно прочувствовать, почему я так люблю женский образ и почему он мне важен. Ну и, конечно же, Тарковский. Я даже сейчас помню первые кадры «Соляриса» — крупный план воды, а в ней водоросли… это самое тревожное, что я видела в кино, при этом в этой сцене нет ничего страшного, но цвета и композиция решают многое.
Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?
Безумно хочу выставку в таком родном уже для меня Питере, какое-нибудь просторное место, приглушенный свет…
Еще хотелось бы провести выставку в Москве в Cube и в пространстве ГЭС-2, может быть.
Что больше всего ты любила рисовать в детстве?
Животных и девочек, всяких принцесс и фей. Собственно, почти ничего не поменялось))