«В детстве, когда к папе приходили друзья, доставался маленький холст и в ходе праздника все гости делали коллективную работу маслом. Видимо это была своеобразная документация вечера. <…> Сейчас для меня это про ценность коллективных действий, которую с каждым годом ощущаешь все острее»
Как давно ты занимаешься искусством?
Я веду отчет своей практики с 2020 г. В этот период у многих что-то начало меняться, вот и я разрешила себе быть художником, поступила в БАЗУ, и появилось пространство для работы.
Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?
Да, я закончила Строгановку, но не считаю академическую платформу необходимой для занятий современным искусством. Зато пройти программу одной из институций в этой среде полезно и с точки зрения живой коммуникации с профессиональным сообществом, и в целом для обретения контекста. В этом смысле учеба в БАЗЕ стала для меня отправной точкой для понимания, куда дальше двигаться.
Опиши свой обычный рабочий день.
Самые любимые, конечно, рабочие дни в студии. Я заранее планирую свой график, и практика у меня всегда расписана буквально по часам, впрочем, пространству для экспериментов тоже находится время, если этого требует проект или моя интуиция. Еще есть встречи, переписки, участие в мероприятиях, подача заявок и поиск open call — все это занимает едва не столько же времени, что и работа в студии.
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Свободное время я посвящаю себе и близким. Здорово, когда получается куда-то съездить, сменить обстановку, навестить родных или выбраться на выездную баню.
Иногда границы свободного времени и времени для искусства стираются. Так, например, как-то отправившись вместе с Микой Плутицкой на день рождения в подмосковную заброшку, был обнаружен красивейший архивный материал для проекта, с которым я работаю уже несколько лет.
В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?
Я работаю с объектами, живописью, текстилем, керамикой, и часто выбор материала продиктован в первую очередь концепцией работы. Но, так или иначе, наибольший отклик во мне находят ручное ткачество и живопись. Ткачеству обучалась еще до поступления в Строгановку в художественном училище, и потом оно сопровождало меня до диплома, собственно, во многом потому, что я училась на кафедре «Текстиль». Надеюсь, как-нибудь встроить гобелен в какой-то институциональный проект, потому что вместе с тем, что это очень трудоемкий медиум, он может быть очень монументальным. Про живопись могу просто сказать, что это моя страсть. Но она неизменно задает больше вопросов, чем дает ответов. Для меня это медиум, который наиболее тесно связан с темой памяти, он очень кинематографичен и позволяет не только транслировать образы и состояния, но и как-будто бы их изменять.
Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?
Ключевая тема, с которой я работаю — ресайклинг визуальных образов на примере советского и тема материальности памяти. Любые отпечатки, которые фиксирует наше воображение: насколько точно их можно сопоставить с реальным событием, как они изменяются со временем, как их можно эксплуатировать и в каких целях. При том, что впрямую с советским периодом мое поколение не взаимодействовало, и как будто бы есть необходимая дистанция, но на уровне старших поколений мы все равно легко улавливаем какие-то маркеры эпохи. А какие-то достраиваем, исходя из того, что нам про них показывают.
Сейчас я продолжаю работать над проектом «Киноклуб», который вырос из архивного материала найденных и очень сильно руинированных советских кинопленок. В предстоящем году хотела бы собрать из него экспозиционную историю и больше заниматься живописью.
Что мотивирует тебя создавать новые работы?
Движущая сила во мне — интерес к тому, что я делаю. Во многом это про то, чтобы проживать жизнь в соответствии со всеми своими желаниями. Глобально — я не хочу и не могу этим не заниматься. Для меня очень важна работа на результат, поэтому именно он является главной мотивацией внутри проекта. Это может быть и выставочный опыт, и публикация, и денежный гонорар, а иногда и просто возможность зафиналить для себя ту или иную тему.
В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?
Я планирую больше заигрывать со зрителем!
Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.
Из художников: Нео Раух, Рихтер, Ротко, Кабаков, Волигамси, Комар и Меламид, Гриша Брускин, Юрий Норштейн. Виктор Борисов-Мусатов — мой любимый на все времена.
Из книг: Пелевин, Ерофеев, Довлатов, Шаламов. Две главные книги для меня — «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич и «Подстрочник» Лилианы Лунгиной. Это очень про жизнь. Вообще, в той или иной мере, влияет все, что вокруг, это потом перерабатывается во что-то материальное.
Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?
Тут я готова к самым разным местам: будь то уличное пространство, библиотека или заброшенное депо. В целом интересно поделать что-то сайт-специфичное.
Что больше всего ты любила рисовать в детстве?
В детстве, когда к папе приходили друзья, доставался маленький холст и в ходе праздника все гости делали коллективную работу маслом. Видимо это была своеобразная документация вечера. Нам с братом тоже что-то давали на нем покрасить, и в свои 4 и 2 года, соответственно, мы определенно чувствовали всю ответственность момента. Сейчас для меня это про ценность коллективных действий, которую с каждым годом ощущаешь все острее.