Вверх

Интервью с художником: Ян Аникьев

dji fly 20230521 144530 84 1684670307051 timed

Как давно ты занимаешься искусством?

Мой творческий путь начался в 2000 году с увлечения граффити. Мне было 15 лет и хотелось как-то самовыражаться. В то время как раз по всей стране набирала популярность хип-хоп культура, благодаря чему я и увлекся граффити. Это стало хорошим фундаментом для моего дальнейшего творчества.

«Состояние поиска —  мой лучший мотиватор. Люблю осваивать новые материалы, техники, инструменты. <…> желание создать что-то новое не дает мне покоя»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

Я окончил Красноярский педагогический университет по специальности «Учитель изобразительного искусства». Это не совсем классическое художественное образование, но на протяжении всей учебы у нас преподавали живопись, рисунок, композицию, цветоведение и другие профильные предметы — практически всё, как при классическом художественном образовании. К слову, у меня на момент поступления в институт не было базовой подготовки, например, художественной школы. Я был самоучкой, и некоторые преподаватели были рады, так как я был «чистым листом», без типовых шаблонов и заученных техник. Им было легко меня обучать.

Образование может быть различным. Можно иметь хоть два красных диплома, множество сертификатов с различных курсов и при этом оставаться обычным ремесленником в своем деле. А можно без образования совершить революцию в мире искусства. И таких примеров немало. Лично я считаю, что наличие качественного художественного образования — это очень большое преимущество.

Опиши свой обычный рабочий день.

Обычно мой рабочий день состоит из двух основных частей: работа над эскизами (2-3 часа) и работа в студии (3-4 часа). Работа над эскизами немного хаотична и всегда происходит по-разному: это могут быть творческие поиски, изучение новых инструментов и технологий, наработки для плоттер-арта, планирование и т.д. Работа в студии более регламентирована и упорядочена. Хотя иногда случаются дни импровизаций.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Когда занимаешься любимым делом, часто не замечаешь, когда начинается свободное время. Но в моменты, когда хочется отдохнуть, больше всего нравится проводить время на прогулках и в путешествиях. Достаточно отъехать от дома даже на 100 км, и творческая батарейка начинает заряжаться. Люблю ходить по выставкам, это сильно вдохновляет. Зимой стараюсь выбираться покататься на сноуборде. Горы  — мое место силы.

IMG 3965

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотел попробовать?

Со временем понял, что мне удобно работать красками без запаха. Так как в моих работах часто присутствуют ровные плоские заливки и открытые насыщенные цвета, основной материал, с которым я работаю — акрил. Недавно сделал серию новых живописных эскизов и теперь пробую работать маслом. Еще иногда использую аэрозольные краски. Это если речь о работе на холстах.

Если работаю на бумаге, то чаще всего в ход идут чернила, акриловые или спиртовые маркеры, гелевые ручки, фломастеры и другие пишущие инструменты. Пару лет назад приобрел рисующий плоттер, который сейчас активно использую в работе.

В целом. меня интересуют разные материалы и техники. Значительную часть времени уделяю экспериментам с новыми медиумами, хочется попробовать как можно больше и понять, что подходит, а что нет.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотел бы поработать?

В своих работах я не исследую какую-то конкретную тему. Я художник-абстракционист и чаще всего работаю с различными текстурами. Например, я работаю с типографикой: беру слово, деструктурирую (разрушаю) его до полной нечитаемости и заново собираю в абсолютно новую композицию, которая уже совсем не похожа на привычные буквы. При этом энергетика слова, которое я разобрал и пересобрал по новой, сохраняется.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Состояние поиска —  мой лучший мотиватор. 

Люблю осваивать новые материалы, техники, инструменты. Это не всегда просто, и возникает соблазн остаться в привычной творческой зоне комфорта, но желание создать что-то новое не дает мне покоя.

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

Сейчас я активно изучаю нейросети, искусственный интеллект. Меня всегда интересовали современные технологии, а учитывая, с какой скоростью сегодня происходит их развитие, считаю преступлением игнорировать это. Стараюсь держать баланс между современными технологиями и традиционным искусством. Одно влияет на другое — такой вот симбиоз.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Если перечислять художников, то потребуется минимум пару страниц текста. Это очень длинный список, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая современными художниками. Проще сказать так: каждый художник, на которого я обратил внимание, так или иначе повлиял на мое творчество.

Что касается фильмов, то я бы в первую очередь назвал «Последний танец» — документальный сериал про баскетбол. Вроде как про спорт, но я бы порекомендовал его посмотреть абсолютно всем, а особенно тем, кто занимается творчеством. Далее: «Твин Пикс», «В диких условиях», «Такси Блюз», «Работа без авторства», «Человек-паук: через вселенные», все фильмы Уэса Андерсона и,конечно, документальный сериал «Абстракция: Искусство дизайна».

Нравится читать биографии абсолютно разных людей: от Джеки Чана до Стива Джобса. Из биографий художников: «Дневник одного гения», «Жажда жизни», «Дневник Микеланджело Неистового» — это три основные книги, которые сильно вдохновили меня в свое время.

С музыкой дела обстоят примерно так же, как и с художниками, но могу выделить Эдуарда Артемьева и Канье Уэста. Эти разнополярные музыканты, которых я открыл недавно, определенно повлияли на мое творчество.

По местам могу расположить в порядке приоритета так: Москва, Токио, Дубай, ЛА, НЙ, Париж, Рим — каждый из этих городов оставил сильное впечатление, по-своему вдохновил и повлиял на творчество. На самом деле мир огромен, и я много еще где не был, но вот эта великолепная семерка на данный момент в моем топе.

Если бы ты мог провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

Если говорить о географии, то в первую очередь я бы провел выставку в Москве. Затем, возможно, в каком-то азиатском городе: Токио, Сеуле, Куала-Лумпуре или в Пекине. Нравится азиатский вайб, там достаточно сильно все отличается. Это как будто провести выставку на другой планете. Этот опыт был бы уникальным.

Что больше всего ты любил рисовать в детстве?

У меня неплохо получалось рисовать персонажей иностранных мультфильмов, которые в детстве показывали по телевизору: Чипа и Дейла, Черепашек-Ниндзя, Симпсонов. Например, Гомера я до сих пор могу нарисовать с закрытыми глазами.