Как давно ты занимаешься искусством?
Я давно делаю что-то руками, лет с пяти. Потом художественная школа, училище, художественная академия Штиглица. Но точкой отсчета, когда я стала заниматься именно современным искусством, считаю 2021 год.
«Современное искусство — это концептуальное искусство. И мне кажется, что им может заниматься любой человек, который находится в современном контексте, может думать и мыслить, и у него есть желание делать искусство»
Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?
Есть. Тверское художественное училище, отделение живописи. Художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, отделение керамики. Свободные мастерские ММОМА.
Считаю, что сейчас художественное образование не так уж необходимо, чтобы работать в области современного искусства. Современное искусство — это концептуальное искусство. И мне кажется, что им может заниматься любой человек, который находится в современном контексте, может думать и мыслить, и у него есть желание делать искусство.
Опиши свой обычный рабочий день.
Я прихожу в мастерскую не слишком рано. Люблю долгие утра дома, поэтому прихожу в мастерскую примерно в обед. До мастерской иду пешком, это примерно 30 минут — моя возможность гулять каждый день. Медленно вхожу в процесс, мне нужно настроиться на работу, для этого обычно я начинаю с небольшой уборки, перекладывания вещей. Могу немного разрисоваться на бумаге или пишу заметки — набрасываю идеи или просто записываю мысли. После этого уже непрерывно могу работать над проектом, лепить или расписывать керамику, шить, вышивать. Работаю обычно в тишине, музыка и видео меня отвлекают. Прерываясь на обед и кофе, люблю, если в этом процессе есть время для книги. После возвращаюсь к работе. Заканчиваю чаще всего в промежуток с 21 до 23. У меня нет какого-либо графика, иногда работаю семь дней в неделю, а иногда могу сделать выходной.
Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Читаю книги, смотрю кино. Гулять люблю, чаще в городе, но хотелось бы на природе. Занимаюсь воспитанием подрастающего кота. Люблю музеи, выставки и пить кофе с друзьями. Бью татуировки еще.
В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?
Основные — керамика и текстиль. Керамика, потому что я училась на керамиста и часто воплощение своих идей я вижу именно в ней. Если говорить о шитье и вышивании, в детстве я часто видела, как этим занимается моя мама, тогда меня к этому совсем не тянуло. Но в 2021 году я начала думать над проектом про детство и увидела, как сделать его именно в этом медиуме.
Хочу попробовать графику на холсте. Это уже внесено в мои планы.
Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?
Я делаю работы про себя. Часто опираюсь на свои дневниковые записи, которые делаю уже много лет. Я думаю, что мои работы довольно искренние и личные, порой уязвимые. Для меня занятие искусством подобно психотерапии, через работу над проектом я ищу ответы на вопросы, которые кроются внутри меня.
Мне важно говорить в своих работах про то, где «я», «мы» находимся сейчас, про то, что происходит в мире вокруг меня — отражать реальность так, как я ее познаю.
Что мотивирует тебя создавать новые работы?
Я просто не знаю, чем бы я могла еще заниматься. Через искусство я могу говорить то, что хочу, говорить то, что считаю важным сказать. Так больше людей услышит.
Я много думаю и пишу. Изначально думаю не о проекте. Все время ищу ответы. Когда ответ есть — появляется проект, потому что есть, чем поделиться.
В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?
У меня нет такого, что я планирую. Точно понимаю, что буду делать то, что нравится и откликается. Хотелось бы, чтобы это откликалось галереям и музеям, чтобы была возможность показывать.
Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.
Луиз Буржуа, Кики Смит, Марина Абрамович, Тихару Сиота. Фильмы «Пустой дом» Ким Ки Дук, «Нимфоманка» Ларс Фон Триер, «Лобстер» Йоргос Лантимос. Фильмы выбрала психологические, на мой взгляд, они сильно на меня повлияли в свое время, это те фильмы, которые я пересматриваю, нахожу в них новое. Книги Антуан Де Сент-Экзюпери «Военный летчик», Тове Дитлевсен трилогия «Детство», «Юность», «Зависимость», Оксана Васякина «Рана» и вообще все дневниковое и биографичное мне очень интересно и перекликается с уязвимостью в моих работах. Места — наверное, если говорить о влиянии, то это все-таки Россия: Москва, Питер, Тверь — где я чаще бываю. Мои работы больше говорят об этом месте и создаются в этом контексте.
Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?
Мне бы хотелось делать выставки в музеях галереях, каких именно не так важно, важнее — без цензуры!
Что больше всего ты любил рисовать в детстве?
Я много рисовала, что-то вроде комиксов, выдумывала своих персонажей. Как и сейчас продолжаю) Иногда записывала про них истории текстом.