Кто-то коротает время в карантине с книгами, другие смотрят онлайн-лекции и спектакли, а у владельцев арт-объектов появился уникальный шанс заново изучить свои коллекции. Forbes Life «сходил в гости» к Елене Белоноговой, основательнице арт-платформы Cube в The Ritz-Carlton, чтобы послушать о живописи Олега Целкова, Леонида Пурыгина и увидеть оммаж его памяти работы Александра Захарова.
Арт-платформа Cube, которая вот уже год действует в подземелье отеля The Ritz-Carlton на Тверской, отмечает свой первый юбилей. Патроном, протагонистом Cube выступил швейцарский бизнесмен Ули Сигг, один из тех коллекционеров и арт-дилеров, благодаря которым китайское современное искусство утвердилось на мировом рынке. В собрании Сигга — представительная коллекция китайских художников с 1970-х годов до наших дней, он организовал больше двадцати выставок по всему миру, а в 2012 году передал в дар 1500 работ Музею современного искусства «М+» в Гонконге. При запуске Cube Сигг консультировал основателей платформы Надежду Зиновскую и Елену Белоногову.
За год в Cube выставились более 20 галерей, проведено более 100 выставок, единовременно проходит до 15 выставок. В Сube действует программа поддержки участия галерей в международных ярмарках современного искусства, в рамках которой Cube договаривался с ярмарками об участии в них галерей-резидентов и оплачивал до 50% стоимости стенда. Так российские галереи приняли участие в ярмарках Барселоны, Лондона, Сан-Франциско, Майами и Нью-Йорка. «В настоящий момент в Cube.Moscow 12 галерей-постоянных резидентов. Сколько их останется после карантина, пока сказать сложно», — говорит Елена Белоногова.
Свой карантин Елена Белоногова проводит с семьей в московской квартире в окружении любимых работ российских современных художников. На стенах ее гостиной живопись Олега Целкова, Леонида Пурыгина и оммаж памяти Пурыгина работы Александра Захарова.
Автор наивных работ (Пурыгина принято определять как художника ар-брют), сын директора фабрики игрушек из подмосковного Наро-Фоминска был частым пациентом психиатрических клиник. Богатый опыт пограничных состояний служил художнику источником вдохновения. На его холстах влюбленные летают, как у Шагала, причудливые чудища копошатся, как у Босха, языческие символы соседствуют с христианскими, космос, ад и любовь выражены с помощью лубочной порнографии, которая смахивает на иконописную. Голубую даму, прекрасную, как и положено даме, сменяет пипа пурыгинская, женщина-чудовище. Его работы и безобразны, и пугающи, и увлекательны, как путешествие по кругам ада.
На московских торгах Sotheby’s в 1988 году, устроенных акционистом Филиппом де Пюри, с триумфом ушли две работы Пурыгина. И художник, подписав контракт с Eduard Nakhmamkin Fine Arts, уехал в США. «Уехал за деньгами, — комментирует биографию Пурыгина Елена Белоногова, — но счастья ему это не принесло». Леонид Пурыгин умер в Москве в 1996 году. Цены на его работы, которые по-прежнему продаются на мировых аукционах, доходят до $100 000. Впервые работы Леонида Пурыгина Елена Белоногова увидела на выставке «Из-подо льда: современное искусство Москвы 1960–80-х» в лондонской галерее Саатчи. Так современное искусство стало ее профессией, а Леонид Пурыгин — одним из любимых художников. Сейчас в собрании Елены шесть работ Пурыгина, живопись и скульптура. О том, как она с этим живет, Елена рассказала в видеоинтервью Forbes Life.