Вверх
  • 18 октября арт-пространство будет закрыто

Forbes: Пять лет в подвале на Тверской: самые дорогие работы, проданные в Cube.Moscow

Площадке современного искусства Cube.Moscow, открытой в подвале отеля The Carlton на Тверской, исполнилось пять лет. Ее концепция, объединяющая усилия галерей для создания живого, постоянного меняющегося пространства, доказала свою жизнеспособность. О том, как Cube удалось стать одним из важных центров московской художественной жизни, на примере десяти самых дорогих продаж площадки рассказывают его совладелица Елена Белоногова и галеристы-резиденты


Елена ⁠Белоногова — предпринимательница и коллекционер. Выпускница факультета международных экономических отношений в Красноярском государственном университете (сегодня — Сибирский федеральный университет), специалист по развитию франчайзинговых проектов, стратегического консалтинга, бизнес-инвестициям на фондовом рынке. Увлекшись современным искусством, Елена Белоногова закончила отделение «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» в московской бизнес-школе RMA. 

В 2019 году в самом центре Москвы в здании отеля The Ritz-Carlton, Moscow (сегодня The Carlton, Moscow) на Тверской улице Белоногова совместно с партнерами открыла арт-пространство Cube.Moscow, которое стало стартовой точкой для развития арт-платформы современного искусства с дальнейшим запуском проектов в онлайн-пространстве. 

Елена Белоногова уверена: если бы пять лет назад она могла представить себе, что будет происходить в стране и в мире, то никакого проекта в области современного искусства открывать бы не стала. И тем не менее, проект в подземельях отеля на Тверской не только продолжает работать, но и активно развивается. В 2022 году Cube.Moscow вышел из минуса, но «все что зарабатываем, инвестируем в развитие проекта», говорит Елена Белоногова.

На сегодня на площади 1500 м² помещаются 14 галерей-резидентов, лекционный зал и два выставочных пространства. Для того, чтобы разместить всех нынешних арендаторов, пришлось отрезать часть большого выставочного зала — помещения, предназначенного для парадных проектов галерей-резидентов. По условиям договора галерей и Cube.Moscow, каждая имеет право раз в год бесплатно устроить большую выставку на этой площадке. Всего за пять лет подземелье отеля квартировали порядка 40 галерей. Кто-то съезжал довольно быстро, кто-то, такие как PA Gallery, Syntaх Gallery и «КультПроект», стал постоянными арендаторами.

«Одни плюс один в сумме больше, чем два, — так Елена Белоногова формулирует успех Cube.Moscow. — Расходы делятся на всех, а внимание публики за счет множества разных проектов сходится в одной точке. В общем наша сила — в колаборации». За пять лет на площадке прошло более 360 выставок современного искусства, 150 экскурсий по экспозициям, более 220 мероприятий, пришло 170 000 человек. Продано более 2 000 произведений искусства.

Каждый месяц галереи Cube.Moscow открывают новые выставки. Открытия стремятся синхронизировать: механизм, опробованный прежде на «Винзаводе», доказал свою эффективность и на Тверской. Сейчас владельцы инвестируют в онлайн-проекты. Один из них — Cube.Market уже действует. Другие — на подходе. 

Изначально Cube.Moscow запускался как проект международный и сетевой. Уже в 2019 году стала действовать грантовая программа поддержки галерей для участия в международных ярмарках. Резиденты Cube Syntaх Gallery, PA Gallery и «КультПроект» при поддержке площадки получали  стенды на берлинской Liste, на Untitled в Сан-Франциско, на NADA в Майами. Первые сателлиты Cube планировал открывать в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сингапуре и Дубае. 

Консультантом в создании стратегии выступал швейцарский коллекционер Ули Сигг, протагонист китайского современного искусства, сумевший вывести его на мировой арт-рынок. Планировалось, что каждый из филиалов Cube в разных городах и странах будет представлять прежде всего локальных художников, подмешивая до 30% российских авторов. Сейчас международная программа приостановлена, как отложен и запуск сетевых отделений.

Однако Елена Белоногова замечает, что  в отрыве от мирового российский арт-рынок не только активно растет, но и следует мировым трендам. Коллекционеры молодеют, все больше покупок совершают онлайн, растет интерес к digital-искусству. Но художникам не хватает производственной базы, материалов, знаний и технологических умений.

Forbes Life рассказывает про самые дорогие продажи Cube.Moscow за прошедшие пять лет. 

ЧИТАТЬ

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x