Вверх

Forbes: «Не отказывайся от денег»: как Дягилев работал с художниками «Русских сезонов»

В галерейном пространстве Cube.Moscow на Тверской до 23 сентября показывают работы художников, сотрудничавших с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, и работы современных авторов для театра и кино. Forbes Life отобрал самые ценные экспонаты выставки «Нам нужен Дягилев»  


Выставку «Нам нужен Дягилев» организовала галерея Kupol. В экспозиции — театральные эскизы Константина Коровина, Александра Бенуа, Льва Бакста и собраний галеристки Ольги Шепельской и Фонда Андрея Чеглакова. Круг художников Дягилева расширен современными авторами: здесь и видео-инсталляции Платона Инфанте и Дарьи Коноваловой-Инфанте, и живопись Юрия Купера, и кадры из фильма Рустама Хамдамова, и костюмы Кати Филипповой и Вадима Тишина.

Александр Бенуа: «Деревушка в горах»

Александр Бенуа: «Деревушка в горах»

Один из оформителей первых «Русских сезонов» — Александр Бенуа. Еще со студенческой скамьи он был дружен с Сергеем Дягилевым. Вместе они основали журнал «Мир искусства». Ориентируясь на художественны идеалы классицизма и барокко, Бенуа «заземлял» революционные порывы Дягилева. В этом симбиозе во многом крылся успех «Русских сезонов»: за пышностью и необузданностью à la Russe европейские зрители узнавали привычную им культуру.С 1908 по 1911 год Бенуа был художественным руководителем «Русских сезонов», оформил несколько знаковых постановок, включая знаменитого «Петрушку», эскизы к которому особенно ценятся на мировых аукционах. На выставке в Cube.Mosow представлены две декорации Бенуа: к балету «Павильон Армиды» из «Русских сезонов» 1909 года, и к первому акту «Жизели», премьера которой состоялась в 1910 году. Оба эскиза относятся к более поздним версиям постановок: спектакли часто не сходили со сцены десятилетиями, а декорации и костюмы художники нередко передлывали. Оба эскиза декораций (один был куплен на Christie’s, другой на Sotheby’s) сегодня оценивается владельцами до $50 000 каждый. Также на выставке представлены четыре костюмных эскиза Бенуа, в том числе выполненные по заказу Иды Рубинштейн.

Эрте: эскизы костюмов

 Эрте: эскизы костюмов

Роман Тыртов, уехавший из России в 1912 году, в Европе прославился под псевдонимом Эрте. С Дягилевым он познакомился в 1922 году: импресарио предложил Тыртову создать эскизы костюмов к постановке «Спящей красавицы». Лишь начав работу, Эрте получил более выгодное предложение из США, на которое согласился по рекомендации самого Дягилева. По воспоминаниям художника, Сергей дал ему такой совет: «Не отказывайся от денег, я сам никогда этого не делаю». Работы Эрте часто появляются на торгах. Например, в сентябре Sotheby’s будет продавать его гуашь «Мулен Руж» из коллекции Фредди Меркьюри с эстимейтом в £4 000 — 6 000.На выставке «Нам нужен Дягилев» представлено 10 графических листов Эрте, ранее входивших в коллекцию французского актера и костюмера Марка Делшница. Каждый из них оценивается примерно в $5 000 — 9 000. Среди экспонатов есть любопытный эскиз костюма для кабаре «Фоли-Бержер» по мотивам знаменитого образа «Скрипка Энгра» Ман Рэя. Снимок женщины с обнаженной спиной, напоминающей своими очертаниями корпус скрипки, является одной из самых дорогих фотографий в аукционной истории: один из экземпляров был в прошлом году продан на Christie’s за $12,4 млн.

Мстислав Добужинский: эскизы костюмов к опере «Любовь к трем апельсинам»

Мстислав Добужинский: эскизы костюмов к опере «Любовь к трем апельсинам»

Еще один «мирискусник» на выставке — Мстислав Добужинский. Он начал сотрудничать с «Русскими сезонами» в 1914 году, создал эскизы декораций для балета «Бабочки» Михаила Фокина. В 1940-е годы Добужинский оформил целую серию постановок на музыку Сергея Прокофьева, начав с «Русского солдата». Успешная премьера этого одноактного балета, ставшего последним спектаклем Михаила Фокина, состоялась в США в 1941 году. К 1947 году Добужинский закончил работу над эскизами костюмов к постановке «Войны и мира» Прокофьева, которая так и не была реализована. На выставке представлены эскизы костюмов к американской постановке оперы «Любовь к трем апельсинам» 1949 года.

Константин Коровин: эскизы костюмов к опере «Князь Игорь»

 Константин Коровин: эскизы костюмов к опере «Князь Игорь»

По воспоминаниям Константина Коровина, Дягилев «нашел его» в конце 1890-х годов, чтобы тот нарисовал первую обложку для «Мира искусства». В книге «Моя жизнь» художник пишет, что для издания журнала он дал Дягилеву 5 000 рублей, а также «выпросил у Саввы Ивановича [Мамонтова] 12 000 рублей». В программе первых «Русских сезонов» 1909 года были фрагменты из оперы «Руслан и Людмила», оформлением которой для императорского Большого театра занимался Коровин. На выставке художник представлен созданными в конце 1920-х годов эскизами костюмов к опере Бородина «Князь Игорь», премьера которой открывала частную Русскую оперу в Париже, организованную певицей, солисткой Мариинского театра, Марией Кузнецовой.

Юрий Купер: «Белый лебедь»

Юрий Купер: «Белый лебедь»

Юрий Купер, автор занавеса новой сцены Мариинского театра, дал на выставку два овальных полотна из серии «Лебединое озеро». Каждое из которых оценивается в $20 000 — $25 000. «Работая над театральными декорациями и костюмами, Юрий Купер сохраняет присущие его творчеству черты — обращение к необычным материалам и техникам, наложение дымчатой патины времени на создаваемые образы», — говорит куратор Kupol Gallery Виктория Михопулу. Работы созданы в технике коллажа: в ткань полотна включены фрагменты нотной записи.

Катя Филиппова: эскизы костюмов к шоу «Полоний»

Катя Филиппова: эскизы костюмов к шоу «Полоний»

Художница и дизайнер Катя Филиппова в 1980-е годы сотрудничала с группой Сергея Курехина «Поп-механика», в 1987 участвовала в дефиле английской авангардной моды в Совинцентре в Москве, в 1990-м — в выставке Snoopy in Fashion в парижском Лувре. В Kupol можно увидеть костюмы и эскизы Филипповой для театрального перформанса «Полоний» (2012), ставшего одной из последних работ Владислава Мамышева-Монро. «Хочется показывать королей и королев такими, какие они должны быть, а не заштампованными и банальными, какими их сделала театральщина», — говорил об этой постановке сам Мамышев-Монро.

Вадим Тишин: платья

Вадим Тишин: платья

Специально для этого проекта молодой художник и дизайнер создал платье, названное именем Дягилева.  Костюм отсылает и к работам Михаила Ларионова для балету «Русские сказки»  1916 года и  к «Видению розы» (1911) Льва Бакста. Реконструкцию одного из костюмов к спектаклю Бакста на выставку предоставил из своей коллекции Николай Цискаридзе.

Автор: Александр Быковский

ИСТОЧНИК

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x