Вверх
  • 5 мая арт-пространство будет закрыто

Правила жизни: Бисер, японская керамика, коллаж из ткани и чугун. 5 молодых художников, работающих с ремесленными техниками

8 апреля в Cube.Moscow открывается выставка произведений из металла 17 петербургских художников «Температура плавления» — совместный проект галереи Arts Square Gallery и группы независимых кураторов STURM. В экспозиции — сотни килограммов бронзы, стали, латуни и меди, которые обрели форму объектов искусства в руках художников, использующих методы гальваники, сварки, литья и травления. Этот проект удачно подсвечивает тренд среди молодых авторов обращаться к старейшим ремесленным практикам и не самым очевидным для современного искусства материалам и техникам. Рассказываем о пяти таких художниках.


Катерина Веселовская 

Художница Катерина Веселовская

«Мне просто нравится иметь власть над такой твердой материей, как металл, и смотреть на огненные струи», — признается петербургская художница Катерина Веселовская. Выпускница кафедры художественной обработки металла Академии имени Штиглица чаще всего обращается к технике чугунного литья — эта практика помогает художнице отразить темы и состояния, которые наиболее актуальны для нее сейчас. Литейные цеха и кузни — богатое на образы вдохновляющее пространство для художницы: «Это невероятно брутальная и агрессивная среда: вспышки, грохот, скрежет, тяжелые, острые, раскаленные предметы. Здесь всегда надо быть начеку и подчиняться окружающим тебя ритмам и процессам». 

Брутальная материя в руках Катерины становится послушной, пластичной и обретает новые визуальные интонации. Идеальный пример: ее site-specific-проект «След» — полотно, сотканное из нескольких тысяч тонких стальных дисков с зеркальной отражающей поверхностью и напоминающее нежную чешуйчатую кожу мифического существа. Эту инсталляцию площадью 6 м² художница создавала специально для Алтайского природного заповедника, где рукотворная металлическая чешуя органично вписалась в природный северный ландшафт. Сейчас инсталляция перекочевала в большой выставочный зал арт-пространства Cube.Moscow, где ее можно увидеть до 14 мая включительно.

d25510fdaf3424faafe381225419073c cropped 1332x910
Катерина Веселовская, След

Виталий Тюрлик

Художница Виталий Тюрлик

Резидент Открытых студий «Винзавода» Виталий Тюрлик почти никогда не делает эскизов — композиции в текстильных картинах, обычно населенные многочисленными персонажами, появляются спонтанно. «Первым делом я изготавливаю фон-подложку для будущего текстильного коллажа: вырезаю части фона, составляю его из получившихся фрагментов, скрепляю все булавками и поэтапно сшиваю на машинке. В процессе шитья композиция, детали, иногда даже и сам сюжет работы могут изменяться», — рассказывает о своем творческом методе художник.

Свою первую работу в технике текстильного коллажа Виталий сделал, когда у него закончилась хлопковая ткань, на которой он делал ручную вышивку. Тогда он сшил на машинке оставшиеся от работы тканевые обрезки и лоскуты и соединил их в композицию с фрагментами ненужной одежды. Практикой вышивания Виталий занимается более трех лет. Но, по его признанию, это кропотливый, нудный и долгий процесс, по сравнению с которым текстильный коллаж — более свободная, динамичная и расслабленная форма творчества. 

«Я рад, что смог найти свой материал, свою технику для того, чтобы выражать себя. Родственники, друзья, подписчики отдают мне ненужные вещи, я отложил в сторону ручную вышивку и полностью сконцентрировался на текстильных панно. Мое творчество дает мне ощущение не зря потраченного времени, появляется какой-то смысл в прошедшем дне». Сейчас на создание работ художнику практически не приходится искать материалы, тратить на них деньги, а ношеные, бесхозные, испорченные вещи получают вторую жизнь, становятся частью произведений искусства.

a64604f818f25d34d5c30090f7966381 cropped 1332x1332
Виталий Тюрлик, Вампиры

Ася Заславская

Художница Ася Заславская

«Штучка», изображение тысячерублевой купюры, сотканной из бисера, — первый проект Аси Заславской в технике ручной вышивки. На создание миниатюрной работы у художницы ушло три года — ровно столько потребовалось времени, чтобы воплотить задуманный художественный образ в реальность. «Я придумала “Штучку” в 2017 году, но мне понадобилось несколько лет, чтобы начать ее вышивать: пойти в швейный магазин, подобрать бисер, взять в руки иголку. Я никогда не вышивала до этого». 

Сейчас художница много работает с бисером, вышитые вручную работы Аси можно увидеть прямо сейчас на ее персональной выставке «Один к одному» в арт-кластере «Октава» в Туле. О том, чем ее привлекает древний вид рукоделия, художница рассказывает так: «Мне нравится думать, что этот медиум отсылает к переплетению нитей, которые традиционно в культуре связаны с творением жизни. Все мои работы, выполненные из этого материала, очень разные, материал каждый раз меняется под воздействием темы: здесь двигается, там фиксирует, в третьей работе он рассыпается по поверхности». 

Традиционную ремесленную технику художница элегантно интегрирует в контекст современных арт-практик и эстетику минимализма. Один из ключевых в творчестве Аси проект Blood, Tears and Sweat  — серия динамических картин, где тончайшие нити бисера на холсте приходят в движение от легкого касания. По задумке Аси зритель может распустить бисерные нити своим прикосновением, если захочет, оставив на поверхности холста едва уловимые следы присутствия художника. 

0fa0464a666bb6bfde506dd5bb52c9a6 cropped 1332x1810
Ася Заславская, Воздух

Даниил Антропов 

Художник Даниил Антропов

Глина и стекло — любимые рабочие материалы Даниила Антропова, одного из самых самобытных молодых скульпторов, который родился и вырос во Владивостоке. Теплые чувства к этим фактурам связаны с личной историей: в детстве Даниил часто наблюдал, как его отец занимается ремесленной керамикой и работает с глиной. 

Визитная карточка художника, сложносочиненные арт-объекты с многослойной текстурой и струящимися формами, которые можно приобрести на TEO by Cosmoscow, появились в практике Даниила не сразу. «Я начинал с ремесленничества, потом ушел в искусство. Мне кажется, это естественно для многих художников — когда ты начинаешь взаимодействие с материалом, затем приходишь к осознанности процесса», — делится Даниил. Обращение молодых художников к традиционным ремесленным техникам он связывает с феноменом цикличности: «Мир цикличен, и мы вместе с ним». 

С детскими воспоминаниями о совместных занятиях с отцом связана и любовь художника к созданию раку  — керамики в старейшей японской технике восстановительного обжига, традиция которой восходит к XVI веку. Культурный контекст Восточной Азии вообще сыграл не последнюю роль в профессиональной карьере художника. В 2012 году он жил в Японии, где на практике изучал японские технологии создания керамики, в Японии же, Китае и Южной Корее в разные годы проходили выставки его искусства.

9b547ac1f9b43d9fee20c900b18cdfb2 cropped 1332x1332
Даниил Антропов, Untitled

Екатерина Зорькая  

Художница Екатерина Зорькая

Образный язык художницы из галереи a-s-t-r-a Екатерины Зорькой — сложная визуальная амальгама ее впечатлений и воспоминаний о жизни в разных уголках земного шара. Художница родилась в семье потомственных дипломатов: ее детство прошло в странах Ближнего Востока — Сирии, Израиле, Палестине, школьное образование она получала в США. В студенческие годы, которые Екатерина провела в российском МАрхИ, она много путешествовала по Западной Африке: «Этнические мифы и легенды, необычные обряды и верования — все это легло в основу моего творчества и сформировало меня как художника».

Техника, в которой работает Екатерина Зорькая, — что-то среднее между вышивкой и текстильной аппликацией, она появилась благодаря экспериментам с разными материалами. «Сначала я сделала раму для картины из бархата, потом начала использовать текстиль в самих картинах, а дальше продолжила экспериментировать. Внедрение ремесленных практик в современное искусство — сложная задача. Приходится балансировать на тонкой грани, всегда есть риск превратить предмет своего искусства в большую фенечку». По признанию художницы, она никогда не ограничивает себя в средствах самовыражения, может использовать любую фактуру, материал, технику. Процесс создания новых работ все время усложняется, обретает новые формы, трансформируется. 

8c2409669d2daa187ebe52b5e96df45a cropped 1332x1000
Екатерина Зорькая, На охоте

ИСТОЧНИК

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x