Robb Report совместно с арт-пространством Cube. Moscow начинает серию интервью с коллекционерами современного искусства. Первым нашим собеседником стал Александр Плигин, который собирает работы современных российских художников.
Александр Плигин
Откуда у вас интерес к искусству? Эта любовь тянется из детства и юности, или вы пришли к ней недавно?
Любовь именно к современному искусству появилась не так давно. Я устроил себе небольшой евротур на машине, посетил несколько городов и в том числе заехал в Бильбао. И там в музее Гуггенхайма я увидел работы Аниша Капура, Джеффа Кунса и проникся. Мне очень понравилось, что эти работы создают определённый челлендж для мозга. Нужно выходить на какой-то второй уровень понимания, чтобы осознать, что хотел сказать художник. Именно поэтому мне современное искусство «зашло» больше чем классическое.
В этой же поездке в Бордо я приобрёл свою первую работу. Между визитом в музей и покупкой прошла неделя. Я заехал в галерею современного искусства и в кабинете директора увидел картину Пьера Клерка, которая мне понравилась. Она больше трёх метров, называется Tadhg. Но я до сих пор не забрал её, она так и находится в Бордо.
Олег Кулик. «Эклипс 1», 1999
А почему именно она стала первой?
Это абстракция, в ней только чёрный и белый цвет, но мне очень понравился посыл. Он очень сильный. Как будто это такой выход из тупика, из сложившейся ситуации. Может быть, и размер сыграл свою роль. Я в итоге в основном покупаю именно большие работы, почему-то они меня привлекают. У меня несколько больших работ, которые я раньше даже не мог повесить в квартире, потому что не было достаточного места на стенах. И картины стояли уже одна за другой, прислонённые к стене. Но, наверное, это судьба всех коллекционеров. Рано или поздно пространства, чтобы разместить всю коллекцию, начинает не хватать.
Сразу родилась идея создать коллекцию, или она возникла со временем?
Нет, у меня были серьёзные перерывы в покупках. После первой работы я почти сразу купил у сестёр Гоговых картину Шорина, а потом очень долго ничего не покупал. Маленький формат не привлекал, а большие картины было некуда вешать. Первые покупки вообще часто были эмоциональными. Например, однажды опять же у Гоговых я увидел в инстаграме картину Димы Ребуса и сразу же её купил. Последнее время коллекция очень сильно выросла из-за карантина. Было скучно, я начал регулярно участвовать в аукционах, в том числе благотворительных, покупать картины себе и друзьям.
Дима Ребус. «Великий Хикикомори» (The Great Hikki), 2018
Покупка на аукционе — это дополнительный кайф? Когда сражаешься за лот с другими потенциальными покупателями?
Мне нравится, есть какой-то азарт. От аукциона я получаю больше эмоций, чем от похода в казино! Особенно, когда действительно хочешь купить работу. Но бывает, что после аукциона испытываешь разочарование. Например, я боролся за работу и в какой-то момент понял, что её цена уже неадекватно выросла. С другой стороны, купить всё равно хочется. В итоге весь день потом ходил расстроенный, что пожадничал и не купил. Сразу написал своим друзьям, которые связаны с искусством, спросил, правильно ли я поступил. Они меня успокоили.
Когда вы только начинали собирать коллекцию, обращались ли за каким-то консалтингом? На кого обратить внимание, кто сейчас в моде? Или покупали только то, что нравится самому?
Первое время мне помогала Artwin Gallery. Помимо того, что я дружу с Мадиной и Марианой Гоговыми, я подружился с менеджером, которая рассказала мне про многих художников. Именно от неё я узнал, что нужно обратить внимание на Диму Ребуса. Ещё одни мои большие друзья — владельцы арт-пространства Cube.Moscow, которое находится в здании московского отеля The Ritz-Carlton. Периодически я обращаюсь за консультацией к ним. Раньше, если мне нравилась картина, я ничего про неё не узнавал, а сразу покупал. Сейчас я перед покупкой расспрашиваю про художника и саму работу. Но в целом не стремлюсь собрать коллекцию, которая впоследствии вырастет в цене, а просто покупаю работы, которые мне нравятся, которые приносят удовольствие.
Иван Симонов. «Это было вчера» из серии #маленькиелюди, 2019
Не жалко, что картины просто стоят у стенки, и вы не можете ими наслаждаться?
Честно говоря, мне это не нравится. Картины, особенно большого формата, должны быть на виду и приносить радость, а не стоять вдоль стены. Поэтому в новой квартире я пытаюсь выделить отдельную комнату под картины, чтобы можно было больше работ повесить.
А какая картина любимая?
Это огромная работа Димы Ребуса «Великий отшельник» — акварель, она два с чем-то метра. Мне нравится и техника работы — Дима сам разрабатывает составы, которыми закрепляет эти слои — и идея. Человек остаётся один на планете, когда все остальные люди улетают с неё. Хикикомори обычно закрываются от мира в квартире, а он закрылся на планете. Её хочется рассматривать. Кажется, что тут сидит второй человек, но это собака. В руках у него ракетница. Рядом — невероятный павлин.
Ещё одну картину из числа моих недавних приобретений я увидел на выставке «Немосква не за горами», которая проходила в Санкт-Петербурге, и сразу после этого купил.
Саня Закиров. «Работа из проекта „Операция Мишки“», 2020
Это «Утро в сосновом лесу» Шишкина, из которого убрали сосновый бор…
Идея произведения в том, что оно состоит из двух частей: собственно картины и фантастического рассказа, в котором изобрели машину времени, и ребята слетали в прошлое. Там они встретили Шишкина, побили его и нанесли урон картине «Утро в сосновом лесу» за то, что он был не очень хорошим человеком и обижал художников-анималистов. В результате на картине остались только животные.
А недавно на благотворительном аукционе «Во благо» со мной произошёл курьёзный случай. Я купил работу, думая, что она маленькая. Я видел работы этого художника, и они были достаточно компактными. Плюс цена была просто смешная. А оказалось, что она весит более 100 килограммов и больше двух метров! Деревянные щиты, деревянная стружка — невероятный объём работы. В итоге я дополнительно отправил художнику денег, потому что стоимость лота была смешная для такой тонкой работы.
А стену пришлось укреплять? Всё-таки 100 килограммов…
Повезло, что это кирпичная стена. Несколько анкеров — и она висит. Но ребятам, которые её вешали, пришлось попотеть. Втроём пришлось работать.
Фёдор Хиросигэ. Venus/Star из проекта The Night before Transgression, 2020
А совершили ли вы какие-то более серьёзные ошибки помимо недооценки размеров работы? Не то купили или купили по слишком большой цене?
На одном аукционе я купил картину, думая, что это оригинал, а оказалось, что это тиражная работа. И узнал я об этом, только когда увидел номер 1 из 15. Аукцион был благотворительный, поэтому не страшно — деньги пошли на благое дело. Тем не менее, такой эпизод в моей жизни был.
Начинающим коллекционерам лучше сразу идти к консультантам в галереи или сначала надо приобретать только то, что нравится, а там уже или втянешься, или нет?
Всё зависит от задачи. Если вы просто собираете коллекцию для себя, то можно вообще ни с кем не консультироваться. Сходите на Cosmoscow — она даёт отличное представление о том, кто что делает.
Конечно, тут ещё всё зависит от вашего фокуса. У меня фокус на российских художников. Во‑первых, они здесь, доступны и как-то ближе сердцу. Во‑вторых, бюджет на создание такой коллекции требуется меньший. Когда же речь идёт о серьёзных деньгах, то всегда лучше обратиться к специалистам. Есть риск нарваться на подделку, особенно, когда речь идёт об уже умершем мастере.
Дима Ребус. No Parking Space, 2018
Вы общаетесь с теми художниками, чьи работы у вас есть?
У нас хорошие отношения с Димой Ребусом. Мы сначала несколько раз виделись на каких-то мероприятиях, а потом начали постоянно общаться. Он даже по собственной инициативе нарисовал мой портрет — сделал подарок на день рождения. Было очень приятно!
Но тут всегда есть большой риск: можно разочароваться. У меня так было с несколькими музыкантами. Знакомишься, а потом не можешь нормально их музыку слушать! И на этот риск нужно идти осознанно. Если какого-то контакта с художником не будет, то можно и эмоциональную связь с его работами утратить. Вы заносите туда и свои смыслы, а когда обсудите работу с художником, то узнаете его смыслы. Возможно, он вообще имел в виду что-то другое, не то, что вы увидели в его работе.
У вашего коллекционирования есть какая-то конечная цель?
Последнее время я покупаю много работ с текстом. У меня есть Кирилл Кто, Тима Радя, ещё несколько авторов, на работах которых написаны какие-то забавные и не очень фразы. Это тенденция последнего года в моей коллекции. Цель — создать какой-то интересный интерьер, который связан со мной, отражает мою личность и при этом производит какой-то вау-эффект. Картина Димы Ребуса висит у меня рядом с музыкальной системой. Можно посидеть, послушать музыку, посмотреть на картину, подумать. Что-то в этом есть! Или позвать гостей и пообщаться. Искусство — это отличный ice breaker. Со мной ребята из арт-пространства Cube.Moscow поделились, что открыли его, в том числе потому что хотели создать комьюнити единомышленников, которым всегда есть о чём поговорить.