Персональная выставка Рината Мустафина «Территория», 159F Gallerie
Соотношение карты и территории — вопрос о соотношении между символом и объектом. Известное выражение Альфреда Коржибски — «Карта не есть территория» — означает, что абстракция или реакция на неё не являются самой вещью: метафорическая репрезентация концепта не является самим концептом; научная теория, описывающая «объективную реальность», не является самой «объективной реальностью». То, что карта — не территория, значит, что описание реальности не является самой реальностью.
В экспозиции выставки представлены семь живописных работ: от полной абстракции до фотографичного изображения снимка методом аэрофотосъёмки. В процессе их выполнения художника крайне интересовала грань между абстрактной и фигуративной живописью, грань, при которой восприятие зрителя начинает мерцать между двух призм. Ринат Мустафин нашел ее в спутниковых снимках и аэрофотосъёмке, переосмысленных в живопись.
С высоты нескольких километров, глядя перпендикулярно вниз, земля предстает бесконечным живописным абстрактным полотном, отдельные части этого полотна могут иметь завораживающие композиции. Цветовая палитра этих полотен всегда безупречна и отсылает напрямую к природе.
В работе «Карьер» зритель видит абстрактную композицию, но в действительности — это карьер, изображенный сверху. Тот же пейзаж, но с кардинально иной точки. В работах «Мандала бадминтон», «Деконструкция корта» и Track художник погрузился в визуальное исследование спортивных площадок и в размышления о том, как важно человеку, в соответствии с особыми правилами, разграничивать территорию, даже если разграничителем служит линия на земле и цветовое поле. Работа «Дирижабли» — самая ранняя из всех, в ней художник передает ощущение высоты и толщу воздуха. Работа «Парк развлечений» так же лирична, как и дирижабли: в ней мир представлен как бесконечный парк развлечений — метафора способа восприятия современного человека. В работе «LFS 005» художник объединил в одной композиции и микромир, и макромир, указав на то, что и там, и там не обходится без абстракции.