Вверх

Коллекционер Александр Плигин: «Искусство — это отличный ice breaker»

Robb Report совместно с арт-пространством Cube. Moscow начинает серию интервью с коллекционерами современного искусства. Первым нашим собеседником стал Александр Плигин, который собирает работы современных российских художников.

Александр Плигин
Александр Плигин

Откуда у вас интерес к искусству? Эта любовь тянется из детства и юности, или вы пришли к ней недавно?
Любовь именно к современному искусству появилась не так давно. Я устроил себе небольшой евротур на машине, посетил несколько городов и в том числе заехал в Бильбао. И там в музее Гуггенхайма я увидел работы Аниша Капура, Джеффа Кунса и проникся. Мне очень понравилось, что эти работы создают определённый челлендж для мозга. Нужно выходить на какой-то второй уровень понимания, чтобы осознать, что хотел сказать художник. Именно поэтому мне современное искусство «зашло» больше чем классическое.

В этой же поездке в Бордо я приобрёл свою первую работу. Между визитом в музей и покупкой прошла неделя. Я заехал в галерею современного искусства и в кабинете директора увидел картину Пьера Клерка, которая мне понравилась. Она больше трёх метров, называется Tadhg. Но я до сих пор не забрал её, она так и находится в Бордо.


Олег Кулик. «Эклипс 1», 1999
Олег Кулик. «Эклипс 1», 1999

А почему именно она стала первой?
Это абстракция, в ней только чёрный и белый цвет, но мне очень понравился посыл. Он очень сильный. Как будто это такой выход из тупика, из сложившейся ситуации. Может быть, и размер сыграл свою роль. Я в итоге в основном покупаю именно большие работы, почему-то они меня привлекают. У меня несколько больших работ, которые я раньше даже не мог повесить в квартире, потому что не было достаточного места на стенах. И картины стояли уже одна за другой, прислонённые к стене. Но, наверное, это судьба всех коллекционеров. Рано или поздно пространства, чтобы разместить всю коллекцию, начинает не хватать.

Сразу родилась идея создать коллекцию, или она возникла со временем?
Нет, у меня были серьёзные перерывы в покупках. После первой работы я почти сразу купил у сестёр Гоговых картину Шорина, а потом очень долго ничего не покупал. Маленький формат не привлекал, а большие картины было некуда вешать. Первые покупки вообще часто были эмоциональными. Например, однажды опять же у Гоговых я увидел в инстаграме картину Димы Ребуса и сразу же её купил. Последнее время коллекция очень сильно выросла из-за карантина. Было скучно, я начал регулярно участвовать в аукционах, в том числе благотворительных, покупать картины себе и друзьям.

a88b5f074df3e65d275d708b47c70516
Дима Ребус. «Великий Хикикомори» (The Great Hikki), 2018

Покупка на аукционе — это дополнительный кайф? Когда сражаешься за лот с другими потенциальными покупателями?
Мне нравится, есть какой-то азарт. От аукциона я получаю больше эмоций, чем от похода в казино! Особенно, когда действительно хочешь купить работу. Но бывает, что после аукциона испытываешь разочарование. Например, я боролся за работу и в какой-то момент понял, что её цена уже неадекватно выросла. С другой стороны, купить всё равно хочется. В итоге весь день потом ходил расстроенный, что пожадничал и не купил. Сразу написал своим друзьям, которые связаны с искусством, спросил, правильно ли я поступил. Они меня успокоили.

Когда вы только начинали собирать коллекцию, обращались ли за каким-то консалтингом? На кого обратить внимание, кто сейчас в моде? Или покупали только то, что нравится самому?
Первое время мне помогала Artwin Gallery. Помимо того, что я дружу с Мадиной и Марианой Гоговыми, я подружился с менеджером, которая рассказала мне про многих художников. Именно от неё я узнал, что нужно обратить внимание на Диму Ребуса. Ещё одни мои большие друзья — владельцы арт-пространства Cube.Moscow, которое находится в здании московского отеля The Ritz-Carlton. Периодически я обращаюсь за консультацией к ним. Раньше, если мне нравилась картина, я ничего про неё не узнавал, а сразу покупал. Сейчас я перед покупкой расспрашиваю про художника и саму работу. Но в целом не стремлюсь собрать коллекцию, которая впоследствии вырастет в цене, а просто покупаю работы, которые мне нравятся, которые приносят удовольствие.

Иван Симонов. «Это было вчера» из серии #маленькиелюди, 2019
Иван Симонов. «Это было вчера» из серии #маленькиелюди, 2019

Не жалко, что картины просто стоят у стенки, и вы не можете ими наслаждаться?
Честно говоря, мне это не нравится. Картины, особенно большого формата, должны быть на виду и приносить радость, а не стоять вдоль стены. Поэтому в новой квартире я пытаюсь выделить отдельную комнату под картины, чтобы можно было больше работ повесить.

А какая картина любимая?
Это огромная работа Димы Ребуса «Великий отшельник» — акварель, она два с чем-то метра. Мне нравится и техника работы — Дима сам разрабатывает составы, которыми закрепляет эти слои — и идея. Человек остаётся один на планете, когда все остальные люди улетают с неё. Хикикомори обычно закрываются от мира в квартире, а он закрылся на планете. Её хочется рассматривать. Кажется, что тут сидит второй человек, но это собака. В руках у него ракетница. Рядом — невероятный павлин.

Ещё одну картину из числа моих недавних приобретений я увидел на выставке «Немосква не за горами», которая проходила в Санкт-Петербурге, и сразу после этого купил.

Саня Закиров. «Работа из проекта
Саня Закиров. «Работа из проекта „Операция Мишки“», 2020

Это «Утро в сосновом лесу» Шишкина, из которого убрали сосновый бор…
Идея произведения в том, что оно состоит из двух частей: собственно картины и фантастического рассказа, в котором изобрели машину времени, и ребята слетали в прошлое. Там они встретили Шишкина, побили его и нанесли урон картине «Утро в сосновом лесу» за то, что он был не очень хорошим человеком и обижал художников-анималистов. В результате на картине остались только животные.

А недавно на благотворительном аукционе «Во благо» со мной произошёл курьёзный случай. Я купил работу, думая, что она маленькая. Я видел работы этого художника, и они были достаточно компактными. Плюс цена была просто смешная. А оказалось, что она весит более 100 килограммов и больше двух метров! Деревянные щиты, деревянная стружка — невероятный объём работы. В итоге я дополнительно отправил художнику денег, потому что стоимость лота была смешная для такой тонкой работы.

А стену пришлось укреплять? Всё-таки 100 килограммов…
Повезло, что это кирпичная стена. Несколько анкеров — и она висит. Но ребятам, которые её вешали, пришлось попотеть. Втроём пришлось работать.

Фёдор Хиросигэ. Venus/Star из проекта The Night before Transgression, 2020
Фёдор Хиросигэ. Venus/Star из проекта The Night before Transgression, 2020

А совершили ли вы какие-то более серьёзные ошибки помимо недооценки размеров работы? Не то купили или купили по слишком большой цене?
На одном аукционе я купил картину, думая, что это оригинал, а оказалось, что это тиражная работа. И узнал я об этом, только когда увидел номер 1 из 15. Аукцион был благотворительный, поэтому не страшно — деньги пошли на благое дело. Тем не менее, такой эпизод в моей жизни был.

Начинающим коллекционерам лучше сразу идти к консультантам в галереи или сначала надо приобретать только то, что нравится, а там уже или втянешься, или нет?
Всё зависит от задачи. Если вы просто собираете коллекцию для себя, то можно вообще ни с кем не консультироваться. Сходите на Cosmoscow — она даёт отличное представление о том, кто что делает.

Конечно, тут ещё всё зависит от вашего фокуса. У меня фокус на российских художников. Во‑первых, они здесь, доступны и как-то ближе сердцу. Во‑вторых, бюджет на создание такой коллекции требуется меньший. Когда же речь идёт о серьёзных деньгах, то всегда лучше обратиться к специалистам. Есть риск нарваться на подделку, особенно, когда речь идёт об уже умершем мастере.

Дима Ребус. No Parking Space, 2018
Дима Ребус. No Parking Space, 2018

Вы общаетесь с теми художниками, чьи работы у вас есть?
У нас хорошие отношения с Димой Ребусом. Мы сначала несколько раз виделись на каких-то мероприятиях, а потом начали постоянно общаться. Он даже по собственной инициативе нарисовал мой портрет — сделал подарок на день рождения. Было очень приятно!

Но тут всегда есть большой риск: можно разочароваться. У меня так было с несколькими музыкантами. Знакомишься, а потом не можешь нормально их музыку слушать! И на этот риск нужно идти осознанно. Если какого-то контакта с художником не будет, то можно и эмоциональную связь с его работами утратить. Вы заносите туда и свои смыслы, а когда обсудите работу с художником, то узнаете его смыслы. Возможно, он вообще имел в виду что-то другое, не то, что вы увидели в его работе.

У вашего коллекционирования есть какая-то конечная цель?
Последнее время я покупаю много работ с текстом. У меня есть Кирилл Кто, Тима Радя, ещё несколько авторов, на работах которых написаны какие-то забавные и не очень фразы. Это тенденция последнего года в моей коллекции. Цель — создать какой-то интересный интерьер, который связан со мной, отражает мою личность и при этом производит какой-то вау-эффект. Картина Димы Ребуса висит у меня рядом с музыкальной системой. Можно посидеть, послушать музыку, посмотреть на картину, подумать. Что-то в этом есть! Или позвать гостей и пообщаться. Искусство — это отличный ice breaker. Со мной ребята из арт-пространства Cube.Moscow поделились, что открыли его, в том числе потому что хотели создать комьюнити единомышленников, которым всегда есть о чём поговорить.

ИСТОЧНИК

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x
gacor4d slot gacor slot gacor 4d toto slot idn slot slot gacor pay4d slot slot gacor maxwin agen slot gacor toto slot login slot 2025 slot deposit qris slotgacor4d pay4d slot gacor gampang menang sakuratoto restoslot4d rusa88