Вверх

Интервью с художницей: Вера Петровская

IMG 6074

Как давно ты занимаешься искусством?

Я не очень понимаю, что такое искусство. Мне кажется, что вокруг него так много споров, как будто это какая-то огражденная веревочкой территория, куда важно попасть и бороться за звание художника. Поэтому мне понятнее слово Творчество, и я использую его. Мне нравится, что оно происходит от слова Творить, по-моему это прекрасно и трогательно.

Я рисовала в детстве с большим восторгом и даже жадностью и сейчас вернулась к этому состоянию снова. Поэтому можно сказать, что я занимаюсь творчеством всю жизнь, просто во время обучения эта река превращалась в тонкий ручей.

«Творчество для меня, как река с изгибами, и мне самой интересно, что будет за следующим поворотом. Я здесь и участник, и наблюдатель одновременно»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

Да, я закончила Ярославское художественное училище и Академию Художеств им. И.Е. Репина. В общем-то учиться я закончила только в 30 лет, что считается поздним для того, чтобы начать свое свободное плавание, но я ни о чем не жалею.

Не берусь говорить за всех, но мне художественное образование безусловно очень помогло. И если говорить о том, что мне самой нравится, то я понимаю, что для меня важно, чтобы в работе не на поверхности, но чувствовались бы некие профессиональные навыки — это может быть совершенно неочевидно, но так или иначе ощущается при взгляде на работу.

Опиши свой обычный рабочий день.

Обычно утро у меня проходит дома. Размеренно и расслабленно. Дальше я иду в мастерскую, она в получасе ходьбы от дома. Там я без остановки много работаю, делаю перерыв на обед и на разминку, если у меня устала спина, и ухожу домой вечером.

Иногда могу заработаться и уйти в 11, могу уйти раньше, если уже устала. Я никогда себя не насилую, не имею четкого количества часов, которые я должна проработать и какого-то распорядка дня, всегда работаю только по вдохновению. В общем-то так и получается, что я работаю каждый день по много часов, потому что действительно получаю от этого удовольствие и чувство, что я в контакте с жизнью и с собой. И слово «работаю» я использую условно.

Я рада, что я пришла к такому образу жизни, когда для меня нет разделения на работу и отдых — это все для меня жизнь, и я действительно счастлива, что занимаюсь тем, что очень люблю.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Больше всего удовольствия и ощущения глубины мне приносит общение с моими близкими людьми, с которыми мы можем говорить по душам и чувствовать тепло. А также, благодаря мастерской, у меня появляется все больше и больше новых знакомых, которые однажды написали мне и пришли на чай. Так что можно сказать, что все свободное от творчества время занимает общение.

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?

Чаще всего я занимаюсь вышивкой или шитьем, цианотипией, отливаю объекты из гипса, делаю ассамбляжи. Мне очень важно, чтобы материал давал отклик моим тактильным ощущениям. Я думаю, что прежде всего я познаю жизнь через руки. Через глаза конечно же тоже, но довольно долго я недооценивала этот способ взаимодействия с жизнью через тактильность. Я поняла это довольно поздно, несколько лет назад, но с тех пор, как поняла, совсем перестала рисовать, стала делать только объемные вещи, работать с тканями — чтобы чувствовать фактуру, шершавость, теплоту материала, щупать, гладить.

Мне кажется, что на данный момент эти материалы для меня максимально подходят и дают ощущение контакта с жизнью, возможно потом это будут какие-то другие техники. Я не планирую это наперед, но всегда открыта к переменам — творчество для меня, как река с изгибами, и мне самой интересно, что будет за следующим поворотом. Я здесь и участник, и наблюдатель одновременно.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?

Мне важно говорить о чуде и красоте жизни, вскрывать обычную бытовую канву жизни и показывать что за каждым ее проявлением есть что-то таинственное и вечное в основе. Важно дойти до глубинных подводных течений жизни, туда, где на каком-то архетипическом языке люди могут почувствовать что-то важное. В общем-то, не то, чтобы я ставлю целью об этом говорить — скорее я сама это для себя открываю и проживаю, а в качестве побочного эффекта это могут почувствовать другие люди, глядя на мои работы.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Как я уже и говорила выше — всё, что я делаю, я горячо люблю и не представляю свою жизнь без этого. Так что у меня нет какой-то четкой мотивации: я долгое время мечтала прийти к тому, чтобы жить и творить так, как растет цветок — он просто растет и это по-настоящему красиво. Это очень высокопарная метафора, но я это именно так и ощущаю — будто из моей души вылезают руки и все это создают, это очень естественное продолжение меня. Мои работы — просто овеществление того, что живет во мне, превращение невидимого в видимое.

И конечно, мне очень помогают люди, которые говорят и пишут мне, что мое творчество очень тронуло их, задело что-то глубоко-глубоко внутри.

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

В последнее время я стала делать работы большего размера и хочу продолжать эту тенденцию. В общем, это тоже в каком-то смысле исследование для меня: я пробую большой формат, но в какой-то момент могу понять, что я все же певец камерного небольшого размера, и тогда вернусь к маленьким объектам. А может наоборот — пойму, что мне важно чувствовать расширение и масштабирование, и буду делать только что-то большое: большие полотна с вышивкой или цианотипией, большие текстильные скульптуры.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Я думаю, что на меня сильно повлияли детские книжки и иллюстрации к ним. Например, не представляю себя без книжки «Записная книжка волшебника» Семенова или без «Синей птицы» Метерлинка. А также на меня большое влияние оказали фильмы Мишеля Гондри — «Пена дней», «Наука сна», я бы хотела жить в его мире, полном крафтовых текстильных объектов, как будто жизнь в трогательном театральном макете. Наверное, и я своими работами создаю себе такой мир — моя мастерская это мое место силы, мой портал в волшебство. Из литературы это безусловно магический реализм: прежде всего Маркес, Павич.

IMG 8045

Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

В идеале я бы хотела выставку в каком-то камерном и таинственном месте, например в полуразрушенном небольшом особняке с деревьями внутри, куда можно было бы прийти по бумажной карте или войти по какому-то секретному слову.

Что больше всего ты любила рисовать в детстве?

Как раз недавно разглядывала свои детские рисунки, удивилась тому, что некоторые мотивы были видны уже там, надо было просто брать их за эскизы и делать. Например, там были рисунки с девушками, у которых из пальцев вырастают розы. Так же много каких-то очень необычных рыб, которые на рыб в общем и не похожи. Поэтому мои последние текстильные существа в виде цветка или кусочка звездного неба наверное корнями уходят в детство.

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x