Вверх

Интервью с художницей: Нисо Атаханова

IMG 9472

Как давно ты занимаешься искусством?

Когда я училась в Строгановке, мы разговаривали с папой, он говорил мне о том, что важно начинать творческую работу в процессе учебы, объяснив это тем, что когда я закончу академию, у меня будет портфолио творческих работ и самостоятельный опыт. Тогда я не могла в полной мере оценить насколько это важный совет, но прислушалась. Начала писать картины вне учебного времени с задачей — реализовывать свои идеи, быть художником. Это было в начале 2014 года. Некоторые работы остались скрытыми от всех, но было создано пять или шесть картин, в которых у меня получилось вывести квинтэссенцию из задумки, техники и ее реализации. Смотря на эти работы сейчас я не испытываю желание спрятать их, наоборот, ценю тот особенный период, когда холсты получались добрыми, насыщенными любовью к жизни и живописными. Я веду отсчет с этого периода.

«Через разные сюжеты я веду монолог о жизни, которую замечаю: о бесконечном поиске чего-то, о контрастности бытия, о ценности момента, о связи людей с природой»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

У меня есть художественное образование. Когда я выбирала будущую профессию, хотела научиться дизайну и проектированию. Поэтому пошла в МГХПА им. Строганова, поступила со второго раза на факультет проектирования интерьеров. Учиться было интересно и сложно. На четвертом курсе я начала выгорать, мне было тяжело делать проекты, педагоги были недовольны моей работой. Это выматывало эмоционально. Тогда я задумалась о том, какой я выбрала путь, появилось ощущение, что я не буду работать с заказчиками и вести стройки. Я начала искать альтернативу, рассматривала факультеты, обучающие дизайну одежды и где есть упор на живопись. В результате я узнала о факультете монументально-декоративной живописи и перевелась туда с потерей двух лет. Выпустилась в 2015 году.

Думаю, что профессиональное образование нужно.

Для художника и для сферы искусства. Чем больше профессионалов, тем интереснее и круче уровень и срез художников. Это не исключает того, что художником может стать талантливый человек с большим стремлением, неимеющий профессионального образования.

Опиши свой обычный рабочий день.

Сегодня это день в студии. Я занимаюсь подготовкой написанных в поездках холстов к натяжке, повезу их в мастерскую, где мне изготовили подрамники нестандартного размера. Еще делала ревизию материалов, обдумывала планы и пила чай. Завтра начну писать новый большой холст, послезавтра буду сидеть весь день за компьютером, чтобы сверстать новые страницы в каталог картин для клиентов. Сделаю красивые материалы в рубрику «картина в интерьере» для соцсетей. Послезавтра буду валяться на диване, ничего не делая, или схожу на массаж перед этим.

IMG 0592 1
IMG 0577 1

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Летом снова открыла для себя снорклинг — смотреть за жизнью под водой безумно интересно. В августе в Санари ко мне приплыл осьминог и следовал за моими ногами, это было волнительно.

Я люблю гулять, по лесу и по городу, наблюдать за жизнью. 

Часто не замечаю, как проходит время, когда читаю книги по психологии. Мне нравится познавать свой внутренний мир, находить способы сделать свою жизнь более ясной и открытой. Я люблю выполнять психологические практики, медитировать, иногда занимаюсь цигун. Занималась скалолазанием два года, но сейчас этот спорт на паузе.

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?

Живопись. Мне нравится мой выбор. Хотела бы создать паблик-арт для мегаполиса или маленького европейского городка.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?

Через разные сюжеты я веду монолог о жизни, которую замечаю: о бесконечном поиске чего-то, о контрастности бытия, о ценности момента, о связи людей с природой. Мне нравится создавать густое состояние в своих работах. Темы трансформируются вместе со мной и моим фокусом внимания.   

Так у меня было в Третьяковской галерее, там меня захватила тихая красота картины Куинджи, я чувствовала контакт с ней. Работы, увиденные в залах после, меркли. В следующий раз, где-то через полтора года я прошла мимо. Остановили меня картины Кустодиева. Рассматривая детали, я удивлялась, почему раньше он абсолютно не был мне интересен. Искусство, которое мы выбираем, отвечает на внутренний запрос, очень часто мы сами его не осознаем. Это работает в обе стороны, при потреблении и при создании. Новые внутренние задачи и потребности дают возможность создавать новые произведения. Я люблю замечать такие изменения. Они меня вдохновляют.

Вокруг сейчас много неопределенности, жестокости и несправедливости. Это непросто переживать, я заметила как боль, бессилие или злость могут сублимироваться в работы, интересно, что у меня это через яркие цвета и симультанные контрасты. Так появилась работа «Другой берег», она представлена на Cube.Market. В этой картине я ярко почувствовала, что такое синестезия и как это может работать.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Внутренняя энергия. Думаю, что никакая рациональная внешняя сила меня не сможет заставить работать над картинами. Если энергии нет, я не могу работать. В эти дни занимаюсь другими делами, бездельничаю, гуляю, отвечаю на вопросы для интервью)

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

Глобально пока не знаю. Иногда я думаю о том, что мне хочется создать синтез разных видов искусств под одной крышей, но я не придумала, как именно. Из ближайших планов: увереннее выходить на мировой арт-рынок, поучаствовать в резиденции в Азии, сделать новые коллаборации с брендами единомышленниками.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Начну с музыки, думаю, она оказывала на меня наибольшее влияние. Сегодня выделю психоделический рок, просто потому, что это яркий пример. Эта музыка поддержала во мне стремление к свободе, бунтарский дух и желание замечать нечто большее, чем просто реальность. Увидеть глубину можно в переливистых мотивах, смене ритмов, вязкости, это находит отклик во мне и в моих работах. При этом всегда остается место для чего-то доброго, светлого и личного, может быть, немного забавного. Начиная от классики The doors, Janis Joplin, Led zeppelin и Cream к современным Khruangbin, Tame impala, Glass beans. Если перевести музыку на язык живописи, то можно заметить похожее чередование ритмов и цветового тона, именно это создает образ. Например, в картинах «Лесной музыкант», «Поцелуй», «Свидание», «Грядка редиса», «Морская пена». Стоит ли добавить, что я работаю в трезвом сознании.

Путешествия сильно влияли на мои первые годы работы, особенно вдохновила Шри-Ланка и архитектура Ангкор-Вата в Камбодже. Италия и Франция дали мне возможность увидеть великие произведения искусства. Япония удивительная. Дальний восток и встречи с Тихим океаном — места перезагрузки.

Про художников. Я родилась в семье художников и училась у своего папы еще до того, как стала это осознавать. Во время учебы в академии я смотрела на произведения Андреа Мантеньи и Фра Анджелико, меня потрясала их изящность и работа с цветовыми пятнами, вне зависимости от сюжета. Со временем приходили новые учителя, сейчас они меняются, и это кайф. Помню был период Руссо, де Кирико, Диего Ривьеры, Магритта. Безумно люблю женские фигуры скульптора Аристида Майоля в саду Тюильри и Генри Мура. Вдохновляет архитектура деконструктивизма. Френк Гери и его игры с формой и пространством мне импонируют. Сантьяго Калатрава, потрясающий человек и архитектор, создает произведения, которые мы не могли себе представить, но видя их захватывает дыхание. Думаю, это умение есть свидетельство настоящего искусства.

Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

Задумалась. Это зависит от того, что и когда я буду выставлять. В одном из музеев Гуггенхайма. В музее Виктории и Альберта.

Что больше всего ты любила рисовать в детстве?

Портреты людей акварелью по мокрой бумаге. Когда заканчивались реальные люди, рисовала вымышленных.