Вверх
  • 22-24 мая пространство закрыто.
  • Ждём вас 25 мая с 12:00 до 21:00.

Интервью с художницей: Мария Стадник

Maria Stadnik

Как давно ты занимаешься искусством?

Мои родители искусствоведы, у отца своя антикварная галерея. Я выросла в окружении старинной мебели и разговоров об искусстве.

Первый раз в Пушкинском музее я побывала, когда еще не умела ходить. Рисую с детства. Если бы не стала художником, могла бы стать искусствоведом, но мне хотелось создавать искусство самой, взаимодействовать с ним на другом уровне.

«Я намеренно удаляю все отвлекающие детали, которые указывают на конкретное место или время. В итоге исторический контекст существования каждого здания стирается, почти уничтожаются и функциональные ассоциации — объект предстает в изоляции, сам по себе, в виде чистой пластической структуры»

Есть ли у тебя художественное образование? Как ты считаешь, необходимо ли оно художнику сейчас?

Да, я училась в МГХПА им. С.Г.Строганова на кафедре «Искусство графики». Окончила в 2020 году с красным дипломом. Неожиданно для себя получила золотую медаль Академии Художеств за лучшую дипломную работу. Зимой 2022 года проходила курсы А. Бродского «Архитектура через офорт».

После учебы в академии у тебя есть техника, но нет навыков презентации себя, ты не знаешь как работает арт-рынок, как устроено ценообразование и многих других нюансов. Поэтому думаю художникам необходимо образование в области современного искусства, чтобы понимать как устроен этот механизм. А если говорить про академическое образование — кому-то оно может только помешать. Все зависит от того, какие задачи перед собой ставит художник.

Опиши свой обычный рабочий день.

Первое что я делаю — включаю музыку, настраиваюсь, задаю себе ритм. Убираюсь в мастерской, чтобы меня ничего не отвлекало. В первой половине дня я стараюсь рисовать, пока есть естественный свет. Работаю преимущественно в технике монотипии — это печатная, но не тиражная техника. Масляными красками изображение наносится на стекло, а затем печатается на влажную бумагу. Особенность этой техники в том, что если ты начал картину, в этот же день ты должен ее закончить.

Во второй половине дня ищу опен-коллы на выставки, ярмарки, резиденции, отправляю заявки. Идеальный рабочий день заканчивается походом на выставку с друзьями.

Чем ты любишь заниматься в свободное время?

Мне нравится гулять, бродить по городу или по парку. Я часто путешествую и совмещаю полезное с приятным. Каждая поездка — это сбор материалов для будущих картин. Я выбираю интересное для меня направление, но не ищу сюжет намеренно. Большую часть фотографий я делаю из окна машины. За последнее время я была в Карелии, Суздале, Минске, Калининграде.

В каких медиумах ты работаешь чаще всего и почему? Какие бы хотела попробовать?

Я занимаюсь преимущественно печатной графикой. Несмотря на то, что я работаю в этой технике давно, ее все равно сложно контролировать, и результат может получиться не таким, как ты планировал. В печати очень много факторов: сила давления, влажность бумаги, толщина слоя краски, но именно благодаря им
получается настоящая магия. И еще одна причина, почему именно монотипия — это печатная техника, в которой можно работать с цветом очень живописно.

Также я занимаюсь офортом, моя любимая техника — акватинта. Здесь я концентрируюсь на формах, свете и тенях. Отдыхаю от цвета. И иногда работаю в смешанных техниках: совмещаю живопись темперой с трафаретом и масляной пастелью.

Какие темы являются ключевыми в твоих работах? Над какими хотела бы поработать?

Думаю, это темы памяти, ностальгии, сохранения. Для меня важно запечатлеть объект — главными героями моих картин становятся сельские и индустриальные здания. Это функциональная архитектура, которая строилась без задачи быть красивой. Я намеренно удаляю все отвлекающие детали, которые указывают на конкретное место или время. В итоге исторический контекст существования каждого здания стирается, почти уничтожаются и функциональные ассоциации — объект предстает в изоляции, сам по себе, в виде чистой пластической структуры.

Что мотивирует тебя создавать новые работы?

Если говорить о картинах, которые сделаны по реальным местам — моя мотивация запечатлеть и тем самым их сохранить. Среди моих картин есть и собирательные образы, вымышленные пейзажи. Это не отражение моего внутреннего состояние, а то место, где я хочу оказаться. Пока я создаю его, погружаюсь в него все больше и больше — обретаю спокойствие.

В каком направлении ты планируешь развивать свое творчество?

Я продолжаю работать внутри своей темы, углубляюсь в нее, детально исследую. Занимаюсь искусством вариаций. Среди моих работ есть пейзажи с сельской архитектурой, домами, индустриальные пейзажи, а есть природа в чистом виде. У меня есть давняя идея дополнить графику объектами с архитектурой. Сейчас думаю, какой материал мне ближе. Еще недавно я начала работать с видеоартом. Поняла что мне интересен этот медиум.

Назови художников, фильмы, книги, музыку, места, которые оказали наибольшее влияние на твое творчество и помогут понять зрителям твои работы.

Мало кто видел пейзажи Пита Мондриана, но именно из-за
фигуративных картин его раннего периода я пришла к пейзажу. Это был 2016-й год, на третьем курсе надо было выбрать картину известного художника, сделать ее копию и отталкиваясь или, наверное, будет более правильнее сказать — вдохновившись, создать свою серию. Я написала четыре картины и назвала серию «Северные пустоши», именно эти картины считаю отправной точкой в моей приверженности пейзажу.

Еще мне очень нравятся пейзажи Джорджо Моранди: цвета, формы — это что-то невероятное. Люблю офорты Владимира Басманова. Очень близка по настроению живопись Владимира Шинкарева.

Я очень люблю читать автобиографии, письма творческих людей. Назову несколько: Мариана Абрамович «Пройти сквозь стены», Мари Дарьесек «Быть здесь — уже чудо: Жизнь Паулы Модерзон-Беккер», Пегги Гуггенхайм «Исповедь одержимой искусством». Сейчас читаю «Поэтику пространства» Гастона Башляра, делаю очень много пометок на страницах, потому что очень многое отзывается.

В плане музыки — я меломанка. Очень хорошо работать под Bjork. Если говорить о жанрах, то фундамент моего музыкального вкуса — это джаз, блюз, иногда слушаю босса нову.

Если бы ты могла провести выставку в любом месте, где бы она прошла?

Мне кажется, мои картины идеально бы смотрелись в амбаре или сарае. Некоторые из моих больших картин оформлены в рамы из деревенского забора. Сарай как будто звучит не очень презентабельно, но в моем представлении это идеальная, простая и чистая визуальная форма. Уверена, вы слышали, что в переводе с татарского «сарай» означает дворец. Чтобы вам было проще представить, что я имею в виду, вспомните Сарай в Никола-Ленивце, который был построен на Архстоянии в 2006 году.

Что больше всего ты любила рисовать в детстве?

Мне нравилось, что я могу нарисовать всё, что захочу. Создавать свой мир, наполнять его деталями и атмосферой. Когда я поступала в Академию, я была уверена, что буду иллюстратором, и хотела делать такие детские книги, где на развороте помимо основного сюжета, если приглядеться, увидишь много сценок как в книге «Педсон и Финдус». До третьего курса была возможность попробовать все направления нашей кафедры. Когда надо было принимать решение, куда идти — на иллюстрацию или на станковую графику, один из преподавателей сказал, что если я выберу иллюстрацию, то потом будет очень сложно вырваться из книжного формата во что-то большее. Я прислушалась к нему, и думаю, он был прав. Сейчас мне сложно себя заставить сделать работу небольшого формата и очень сильно тянет к монументальным вещам.

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x