Выставка петербургских художников Олега Хвостова и Дениса Прасолова
посвящена теме космоса. Космические пейзажи Олега Хвостова представлены
вместе со скульптурами Дениса Прасолова из серии «Первый отряд», которая и
дала называние всему проекту.
Персонажи Дениса Прасолова похожи на героев научно-фантастических фильмов.
Из мифа, созданного художником, мы узнаем, что первыми космонавтами стали не
только собаки Белка и Стрелка, но еще целый отряд животных, который так и
остался засекреченным. Главные герои этого космического бестиария – сом, муха,
кролик, черепаха, обезьяна, крыса – облачены в белоснежные скафандры из
полиуретана. При этом первопроходцы космических полетов своей статью
напоминают богов Древнего Египта, также имевших антропоморфную природу.
Рядом с первыми космонавтами примостились и другие герои психоделической
вселенной – «Гуманоид Алешенька», оседлавший воробья, и прозрачно-розовый
крысёныш, рожденный в космосе.
Неподалеку от миниатюрных собратьев стоит скульптура «Космонавта Дрозофилы»
в полный рост. Ее полиуретановый костюм – точная копия скафандра Юрия
Гагарина. Кстати, десятиметровый памятник «Обезьяне Сэму» из цикла «Первый
отряд» установлен в Риге.
Космические пейзажи Олега Хвостова напоминают виды из иллюминаторов
космического корабля на бесконечное пространство, куда смотрят первые
космонавты. В эту магическую Вселенную можно вглядываться бесконечно долго,
наблюдая расположение планет. Как считали древние философы, созерцая
движение небесных светил можно услышать музыку сфер. Аристотель писал, что
«движение планет рождает гармонию, поскольку возникающие при этом звуки
благозвучны». Античные математики вычислили, что Луна издает самый высокий
звук, а Сатурн самый низкий. Впрочем, парад планет в картинах Хвостова связан и
с традицией нео-поп-арта: яркие шары, которые мы видим на картинах, могут
оказаться не только небесными телами, но также напоминают баскетбольные мячи
или вовсе шарики из детских бассейнов. В экспозиции представлены не только виды
из космоса, но и пейзажи других планет.
В 1990-е годы Олег Хвостов входил в одну из самых веселых групп петербургского
андеграунда «Новые тупые». Молодые художники тогда искали альтернативу
Москва, Тверская улица, 3 pa-gallery.com
пафосу неоакадемизма и культу Прекрасного. Безыскусная простота,
свойственная искусству «тупых», реализовались затем и в живописи Хвостова. Его
стиль близок не только нео-поп-арту с его яркими цветами, дутыми формами и
абсолютной ясностью сюжетов. Для живописи Хвостова характерна новая оптика,
свойственная цифровой эпохе, через которую сегодня мы и видим современный
мир.