Вверх

Выставка Антона Кушаева delirium, pop-up проект Artwin Gallery

Выставка Антона Кушаева delirium, pop-up проект Artwin Gallery

В проекте delirium Антон Кушаев обратился к каноническому мотиву — натюрморту с цветком, распад которого зафиксировал в галлюцинаторно-сновидческой сценографии, вбирающей в себя сетку аллюзий на послевоенный модернизм, неоготическую эстетику и принципы крюотического театра, стремившегося предельно приблизить опыты проживания пограничных состояний.

Ассоциирование цветка с раной — след надлома, оставленного опытом Первой мировой, — общее место в художественном мифе сюрреализма. Нюансированный символизм, позволяющий облечь травму в визуальную форму, присущ и Кушаеву. Делирий — расстройство сознания, вызывающее искажения в восприятии действительности, аффективные нарушения и навязчивые состояния — всегда вызван ситуацией разрыва в полотне рационального хода событий. Привычки повседневности с ее магическим повторением ритуалов прерываются сбоем, ошибкой, поломкой, запускающей новый порядок, одержимый собственной логикой. Процесс возникновения такой параллельной альтернативной монотонности — сценарий нарушения знакомого пространства координат — зафиксирован в живописных и графических работах Кушаева, раскладывающего его на четыре такта: столкновение, оцепенение, разрушение, трансформация.

Пунктир этого черно-белого нарратива вращается вокруг образа обнажившегося знания, меняющего природу вещей. Он возвращает нас к кругу канонических вопросов о границах видимого и этике видения, о риске зрения и опыте блуждающего взгляда. Траектории его жизни, предполагающей откровение и преображение, Кушаев фиксирует в сухих терминах религиозного искусства, последовательно выстраивая свое повествование, как это принято в иконописной традиции. Но не менее значим и подстрочный диалог художника с классиками советского неофициального искусства, в котором на равных сосуществуют скульптурная экспрессивность Эрнста Неизвестного и развоплощение видимого мира Михаила Шварцмана — агрессивная материальность чувственного и сакральная хрупкость возвышенного. Испытание, проверка подлинности вещественного мира и его диагностика — первоначальные вводные данные для открытия формулы исцеления.

О художнике:

Антон Кушаев (1983 г.р.) окончил Московское художественное училище прикладного искусства (бывш. им. Калинина) и Иконописную школу при Московской духовной академии, обучался в Институте «База» (Москва).

Антон получил иконописное образование, где практиковал копирование музейных образцов икон и фресок, погружаясь в средневековую оптику. Антон видит параллели между предметом своего обучения, практиками модернизма, поздне-советского авангарда и визуальностью современного интерфейса, раскрывая эти пересечения в своей художественной практике.

Темы, с которыми работает автор, с одной стороны всегда связаны
с экзистенциальной проблематикой, а с другой — опираются на историю искусств и систему устоявшихся культурных образов.

Для Кушаева важна проблема взаимодействия зрителя с изображением, в связи с чем он работает с картиной как медиумом и живописными инсталляциями. Под ними подразумевается объединение распространенного в пространстве «мурала» и ограниченного фрагмента материи — такого как холст, бумага или керамика.

Художник подчеркивает ремесленное отношение к материалу как первостепенное, а также проявляет картинную замкнутость изображения, что контрастирует с многосложным содержанием его работ. Материалы, взаимодействующие друг с другом в работах, несут следы культурных кодов и каждый имеет свой голос. Сложность сочетаний этих слоев и их интерпретация зрителем порождает новые смыслы, важные для художественной практики автора.

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x