Петербургская галерея Arts Square Gallery представляет выставку «Свобода от актуальности» классика нонконформизма Сергея Сергеева в своем пространстве в Cube Moscow. Художник покажет знаковые работы разных лет из проектов «Палимпсест», «Капча» и «New Wave» – основных направлений, которые он развивает на протяжении всего своего творческого пути. На выставке зрители увидят и новые работы художника. Сергей Сергеев – ключевая фигура нонконформизма Ленинграда – Петербурга, участник группы «Алипий», один из создателей галереи и арт-клуба Д137, родоначальник стиля «Палимпсест» («Palimpsest»), сочетающего многослойность, архаику и элементы символизма, направления «Капча» («Captcha»), произведения которого предназначены для определения степени искусственности интеллекта современников, разучившихся понимать изображение и получать удовольствие от созерцания, и стиля «Новая волна» («New Wave»), захватившим умы еще в мятежных 70-х и не теряющим актуальность сегодня. В проекте «Палимпсест» Сергей Сергеев использует древнюю форму в качестве метода художественного осмысления. Изначально палимпсест – рукопись на пергаменте или папирусе поверх смытого или соскобленного текста, образующего наслоения культурных следов и знаков. Как и в архаичных палимпсестах художник наслаивает тысячелетние символы, обращаясь к личной памяти и общечеловеческому опыту. Полотна Сергеева насыщены культурологическими и философскими аллюзиями, ведущими от петроглифов и наскальных рисунков к металлическим конструкциям нового времени. Техника создания работ подчеркивает многомерность искусства – художник наносит на холст до 200 тончайших и накрепко сцепленных красочных слоев, которые создают объемную фактуру. В проекте «Капча» художник обращается к теме эволюции человека в природной и культурной среде. Капча (CAPTCHA — англ. Completely Automated Public Turing test to tell Computers and Humans Apart) – это тест Тюринга, призванный отличить действия человека от действий компьютера (программы, скрипта). Другими словами, он проводит верификацию пользователя на предмет его человечности. В эволюции культуры и технологий современный человек быстро превращается в киборга или автоматизированный процесс. Ему становиться не нужна долговременная память, логико-аналитическое мышление, завершенное осознание собственного «Я». Ему достаточно обладать набором шаблонов восприятия и схем действия. Современные технологии позволяют скрыть свой реальный возраст, замаскировать аномалии и истинный уровень интеллекта. Именно тест Тьюринга позволяет установить компьютеру, кем является его «собеседник». Вопросы, заключенные в капчах Сергея Сергеева, предназначены для определения степени искусственности интеллекта зрителя и шаблонности его восприятия. Капчи Сергеева плавно вырастают из его палимпсестов. На древние руны и знаки накладывается еще один культурны слой – компьютерно-искаженные буквы. Серия работ «Новая волна» отражает мятежный образ New Wave, захвативший умы в 1970-1980-х годах, синтез музыки, кинематографа, моды, клубной культуры, квартирных выставок и сквотов. Тогда родились многие уникальные явления ленинградской-петербургской культуры: «Новые художники», «Новые композиторы», обосновавшая в доме на Лиговке группа «Алипий», участником которой был Сергей Сергеев. Строгие образы героев той буйной эпохи продолжаются лицами из настоящего, линию их музыкальной и художественной преемственности подчеркивают насыщенные цветовые аккорды абстрактного фона. Сергей Сергеев родился в 1953 году в Ленинграде. В 1973 году окончил театрально-декорационное отделение Художественного училища им. Серова. С 1975 года — участник движения нонконформизма (неофициального искусства) и группы «Алипий». С 1981 года — организатор и активный участник всех выставок ТЭИИ (Товарищество экспериментального изобразительного искусства). Сергеев Сергей – член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО (IFA). Работы художника находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Русского музея, The Zimmerli Art Museum (New Jersey), Kolodzei Art Foundation (USA) и многих частных коллекциях.