Один из длительных проектов художника Александра Морозова — «Черная книга», посвященный теме исчезновения культурной памяти. Автора интересует воссоздание произведений искусства, в том числе с помощью реконструкции утраченных артефактов в ходе военных действий. Автор по документам, описаниям, фотофиксациям «возвращает утраченные шедевры». Стремление художника восстановить утраченные связи в памяти поколений являются попыткой наладить непрерывность, разрушенную войной или иными катастрофами. Невозможность вернуть утраченное преодолевается в акте персональной работы. На выставке будут представлены утраченные в 1941 году произведения из собрания Кайзера-Фридриха (сегодня собрание в Gemäldegalerie и Bode-Museum), спрятанные в комплексе Флакбункер Фридрихсхайн. Десять картин Рубенса и три работы Караваджо были уничтожены пожарами, которые вспыхнули в бункере. Считаются утраченными работы выдающихся мастеров: Донателло, Родена, Луки делла Роббиа, Никколо и Джованни Пизано, Тино ди Камаино, Андреа Верроккьо.
Во время Второй мировой войны пострадали 427 музеев, 43 тысячи библиотек, 2439 архитектурных памятников, 2234 монастыря и церкви. Утрачены более полумиллиона произведений искусства, около 100 000 археологических артефактов, пропали несколько миллионов книг. В Советском Союзе в годы ВОВ пострадали 155 музеев, среди которых Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Гатчине и Алупке. Воссозданные работы из этих музеев сможет увидеть зритель в Cube.Moscow.
Представленные на выставке сосуды воссозданы на основе артефактов, утраченных в ходе военных конфликтов в Ираке и Сирии. По глиняному черепку можно воссоздать культуру, по фрагменту скелета реконструировать вымерший биологический вид, по воспоминанию об утраченных произведениях возможно представить оригинал. Катастрофа утраты означает не просто смерть. Организм культуры целостное существо и утрата любой ее части — невосполнимая потеря.
«В своем проекте я воссоздаю утраченные сосуды и сгоревшие в пламени Второй мировой войны картины. Прислонив ваше ухо, вы можете услышать, как звучала пустота в этих сосудах. Я пытаюсь зашить рану, но нить тонка, она лопается, швы расходятся… буду снова пытаться день ото дня».
Александр Морозов
Проект реализован при участии художника по керамике Веры Светловой.
Александр Морозов (р. 1974, Луганск) — художник, куратор. Создает инсталляции, объединяющие скульптуру, звук, живопись и документальные исследования. Выпускник Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина. В 1999—2000 гг. прошел обучение по программе «Практикум. Новые технологии в современном искусстве» в Институте Про Арте, Санкт-Петербург.
Участник 2 ой Триеннале «Красивая ночь всех людей», проекта «НеМосква не за горами», XI Красноярской музейной биеннале, программы резиденций 3-й Уральской индустриальной биеннале, специальных проектов 6-ой, 7-ой Московской биеннале современного искусства, параллельной и публичной программы Манифеста 10 и других выставочных проектов в России и за рубежом. Номинант премии Artaward International Strabag (Австрия, 2013), премии Сергея Курехина (2013), 12-ой премии Кандинского в номинации «Проект года» (2019). Лауреат Премии Сергея Курёхина в номинации «Лучший визуальный проект» (2018). Участник группы «Паразит».
Живет и работает в Санкт-Петербурге и Москве.
Произведения художника входят в собрания Библиотеки книжной графики (Санкт-Петербург), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Калининградского областного музея изобразительных искусств, Музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск), Музея Сергея Курёхина (Санкт-Петербург), Музея стрит-арта (Санкт-Петербург), Пермской государственной художественной галереи, Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина (Москва), Художественного музея семьи Копелузос (Афины).
Стоимость билетов — 200 рублей