- 18, 19 и 20 декабря арт-пространство будет закрыто
«Если мне необходимо в процессе работы над проектом «рисовать палочкой по воде», тогда я вынужден буду поменять стиль и рисовать палочкой по воде», — утверждает Владимир Григ. Художник сделал своей основополагающей практикой культурную всеядность. Он говорит о волнующих его вопросах на языке медиа, кинематографа, истории искусства, рекламных плакатов и моды. Высокое и низкое, массовое и элитарное — все служит ему благодатным материалом. На вовлечении в бесконечную циркуляцию образов основывается и нынешний проект Владимира Грига — «Детомон. Рассказы в картинках». Ключом к новому проекту стал исторический курьез. В XVIII веке в Россию по приглашению князя Голицына прибыл Жан-Франсуа Тома де Томон. Он был не только незаурядным архитектором и рисовальщиком, но и великим мистификатором и авантюристом, сочинившим добрую часть своей биографии. Например, к простонародной фамилии Томон он без зазрения совести приписал дворянское де Томон. Впрочем, происхождение не помешало ему реализовать множество прекрасных проектов — ансамбль стрелки Васильевского острова, фонтаны вдоль дороги из Петербурга в Царское Село, проект петербургского Большого театра, который принес де Томону титул придворного архитектора. Единственным слабым местом француза были орфографические ошибки — оказалось, прославленный архитектор, подобно пушкинской Татьяне, на языке своем родном изъясняется с трудом. Как будто в насмешку над этим недостатком в 2009 году в Санкт-Петербурге напротив станции метро «Спасская» установили памятный знак «Зодчеству Петербурга», на котором фамилия де Томона выбита с ошибкой — «Детомон». Поэтика подобных ошибок не могла не привлечь внимание Владимира Грига. В созданном им художественном мире жизнь любого образа может быть рассмотрена с точки зрения ошибок, неточностей, культурных напластований, ведущих к такого рода курьезам, в которых прошлое и будущее сосуществуют в симбиозе. Появляющееся в названии выставки слово «детомон» таким образом начинает функционировать как символ временных и культурных парадоксов, открывающих возможность игры. Цикл «Рассказы в картинках» Григ дополняет и развивает на протяжении многих лет. В новой графической серии художника правят бал персонажи из разных времен. Среди них встречаются лесовички, пришедшие из книги известной детской писательницы начала XX века Раисы Кудашевой, кубический рыцарь, который мог бы стать товарищем крестьянам и пахарям Казимира Малевича, смайл и девочка-гриб — аллюзия на телевизионные мистификации Сергея Курехина. Каждый из них являет собой кульминационный момент комикса — вторжение элемента одной культуры в другую. Фоном им служат рисунки Де Томона на античные сюжеты. Матрица комикса очень важна для понимания искусства Владимира Грига. Она служит функциональной рамкой, способной вобрать в себя множество компонентов, из которых складывается повествование. Нарративность здесь заложена на уровне формы — не столь важно работает Григ в пространстве сна, сказки или мифа об ушедшей в прошлое эпохе. В этом смысле его графический язык сближается с европейской модернистской литературой, которая зиждется на ощущении нестабильности любого прежде устойчивого положения, постулата или статуса. Для того, чтобы отразить это состояние зыбкости мира, в котором становится возможна встреча одного временного и культурного пласта с другим, Григ и обращается к жанру «рассказов в картинках». Татьяна Сохарева, арт-критик, журналист