Тело – образ, преподнесенный в дар другим телам,
целый corpus образов, протянувшихся от тела к телу,
цвета, локальные тени, кусочки, частицы, ареолы...»
Жан-Люк Нанси
Мир Евгения Чубарова — пространство, измеряемое телами. Каждое из этих тел рождается из линий, подобных воронкам водоворотов, вихрям торнадо или циркуляции протонов в Большом адронном коллайдере. «Черные дыры», вывернутые наизнанку», так назвал формы, из которых складывается «пузырящаяся реальность» Чубарова, автор статьи к каталогу персональной выставки художника Виталий Пацюков. Круговые движения кисти выявляют объем белого, которое как будто обретает ощутимую плотность. Черные спирали краски намечают контуры, границы, соприкосновение, столкновение, слияние тел, при этом сохраняя цельность, внутреннюю энергию и архаичную самость каждого из безликих героев, составляющих население мира Чубарова.
Живопись Алисы Гореловой следует за энергичными, скручивающимися в причудливые кривые контурами рук, ног, пальцев, голов, которые сплетаются в конвульсивные узлы. Сгустки пересекающихся линий поддерживают и одновременно разрывают живописные массы, образованные буквально кричащими цветами. Краска то подчеркивает тяжесть и движение форм, то растекается длинными потеками, вторгающимися в строение композиции и разрушающими пластическую структуру ее ядра.
Временной разрыв между произведениями Евгения Чубарова и Алисы Гореловой составляет полвека. Пересечение в одном пространстве маленьких черно-белых листов Чубарова и монументальных холстов Гореловой обнаруживает общую точку происхождения, единый импульс, который формирует строение и ткань их живописи. Их искусство «рисует» тело мира, или мир тел, мыслимые как основа бытия человечества и бытия искусства.
В 1990-е годы из столкновения распавшихся на мельчайшие частицы тел, которые рассеялись в хаотичном потоке энергии, выталкивающей их за пределы холстов, произошли огромные абстрактные работы Чубарова, продемонстрировавшие новое ощущение мироздания. В 2020-е Алиса Горелова возвращает телам их очертания и объемы, но не самостоятельность, как будто демонстрируя утрату целостности тела как вместилища души, как единицы, как монады, в которой, согласно Лейбницу, заключена Вселенная. Так обрела визуальное воплощение высказанная Жан-Люком Нанси тридцать лет назад мысль о том, что на подходе «мир без Субъекта своего предназначения, имеющий место лишь как баснословная скученность тел».
Ирина Горлова, куратор выставки