В галерее «Алиса» открывается первая персональная выставка Ксении Финогеевой Indoor Warriors. На ней будут представлены живописные холсты, в которых художница изображает застывших словно во сне «воинов», вырванных из их повседневной жизни.
Выделив оппозицию «содержательное» — «не интерпретируемое» в искусстве, американский критик Сьюзен Зонтаг объявила эпоху «бегства от интерпретации» в современной критике. Подход, когда явное отодвигается и под ним ищется истинный смысл, скрытое содержание для Зонтаг оказывается избыточен. Абстрактное искусство, поп-арт сменяют «миметические» практики — «где нет содержания, там нечего истолковывать», утверждает Зонтаг.
Однако искусство Ксении Финогеевой остается в рамках изобразительной традиции, творчество художницы как будто открыто к интерпретации. На огромных холстах художница изображает бойцов смешанных единоборств, но в реальной жизни все участники боев — это юристы, врачи, менеджеры. Свой круг Mixed martial arts бойцы описывают как мужское братство, замкнутое сообщество, существующее вне их реальной жизни, куда жены и дети не имеют права вторгаться. Чем не сюжет для проекта на столь востребованную сегодня социальную повестку? Но социальные проекты требуют другой степени вовлеченности и со стороны художника и со стороны участников, в представленном нам проекте не хватает документальности: интервью с участниками, видео, фото.
Ксению интересуют человеческие эмоции, но для своего проекта художница выбирает людей более чем сдержанных на эмоции. Казалось бы, речь о об эмоциях, проявленных через агрессию борьбы, но заявленной брутальности противоречит живопись Финогеевой. Фигуры бойцов никак нельзя назвать портретами, более того, все они пребывают в каком-то зависшем сомнамбулическом состоянии, их бой статичен, а глаза закрыты или полностью отсутствуют.
Проект про телесность? Но художница не перформер и не работает с телесной органикой, с телом как медиумом, ее интерес к телу является чисто формальным. Ксения — наблюдатель. И возможно ее непосредственное наблюдение — это самое ценное, что есть в проекте. Инструментарий художника противопоставлен технике спортсмена, и хотя тело для спортсмена в данном случае не является первичным смыслом по отношению к его действию (как это бывает в бодибилдинге), художница пытается «за явным» отыскать «истинный смысл»: природное, социальное и культурное пространство, которое конструируют нашу телесность.
О художнике:
Ксения Финогеева (1989 году, Крым), живет и работает в Москве. Окончила Московскую Государственную Художественно-Промышленную Академию Имени С.Г. Строганова, Высшую Британскую Школа Дизайна, а так же University of Hertfordshire (Великобритания). Занимается живописью и графикой.