Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.Бытие 3:16
15 января в галерее «Алиса» открывается первая персональная выставка Дианы Романович «Сад». Исключенность и изгнание женщин стали основными мотивами первой части большой трансмедиальной работы Романович, посвященной ретроспективе и анализу угнетения женщины, начиная с библейского сюжета об изгнании Евы из Рая.
Образ «Сада» возник из изображения сгоревшего от удара молнии дерева, которое было перенесено из средневекового манускрипта 1430-го года. В нём описывалось изгнание Адама и Евы из райского сада. Кроме этого, художница воссоздает элементы иллюстраций Хильдегарды Бингенской, монахини и протофеминистки XII века. Готические формы скульптур сообщают зрителю хрупкость и болезненность женской природы. Красный цвет стен усиливает это ощущение боли и напряжения. Пространство инсталляции сформировано по образу храмового алтаря, войти в который приглашаются все без исключения.
Проклятие, наложенное на Еву в книге Бытия, становится первым упоминанием о связи женщины с Сатаной и обвинением в изгнании людей из Рая. Нарратив «Сада» возвращает репрессированную женщину из «вечной ссылки на темный континент», понимаемый как внушенный с детства и интернализированный страх темноты. Так, Элен Сиксу пишет: «Тёмный Континент — ни темный, ни недоступный исследованию. Он не исследован только потому, что нас заставили поверить, что он слишком темный для исследования.»
Детально рассматривая средневековые документы, художница переосмысливает концепты ведьминства и колдовства как протоформы антикапиталистического восстания и символического протеста против патриархальной власти. Изучая различные аспекты материнского труда, вычеркнутые и уничтоженные культурные коды, художница выстраивает собственную художественную практику, развивая стратегии сопротивления ускоряющимся структурам капитализма.
Диана Романович (р.1986) — мультидисциплинарная художница из Новороссийска.
Закончила Краснодарский Университет Культуры и Искусств. С 2020-го года, проходит обучение в институте современного искусства «БАЗА». Живет и работает в Москве. В своей практике художница обращается к исследованию Женского через оптику темных онтологий и психоанализа. Работает с инсталляцией, керамикой, металлом, живописью и скульптурой.