Петербургская галерея Arts Square Gallery представляет выставку сразу двух проектов художника Эдгара Инвокера «Временно не назван – Глосс памяти» в своем пространстве в Cube.Moscow. Серии картин «Глосс памяти» и «Временно не назван» объединены важной сегодня темой памяти. В них раскрыты одновременно и личные воспоминания художника, и отстраненные, обобщенные образы, изъятые из подсознания. Вместе они создают уникальное пространство памяти — индивидуальной и в то же время универсальной. Проект «Временно не назван» появился благодаря работе Эдгара Инвокера с методом Роршаха. «Я использовал абстрактные формы для кристаллизации образов, лежащих в моем собственном сознании», — говорит об этом опыте художник. Тема полотен «Временно не назван» — человеческие лица. Сосредоточенные, спокойные, задумчивые, они существуют на грани между реальностью и распадом. В любой миг они могут окончательно расслоиться на линии и геометрические фигуры, чтобы перейти в новые формы. Их изменения отражают работу ассоциативной памяти художника. Эдгар стремится выйти за рамки предвзятого личного восприятия и взглянуть на эти образы со стороны — представить человека одновременно объектом и субъектом наблюдения. Позиция «внешнего наблюдателя» помогает художнику найти в череде меняющихся образов скрытые архетипы. В проекте «Глосс памяти» Эдгар продолжает исследовать значимые для себя воспоминания. «В новой серии я обращаюсь к узловым образам моего детства и последующего периода, пытаясь распознать значение ключевых для меня воспоминаний, — рассказывает Эдгар о выборе сюжетов для картин. — В далеком детстве мы обнаруживаем развилку: взаимодействие с миром или насилие над ним. Этот поворот формирует наше сознание». На полотнах «Глосса памяти» встречаются знакомые образы. Листья комнатного растения за плотной занавеской. Лицо девушки, словно бы спящей на подушке рядом с наблюдателем. Терпеливо ждущая команды собака. Но привычные вещи на картинах Эдгара готовы в любую секунду исчезнуть, распасться, и это придает им новую, изменчивую красоту.Зритель вглядывается в полотно, жадно запоминает разъятые, хрупкие образы. Но как нельзя остановить время, невозможно удержать в памяти застывшее воспоминание. Оно пластично, подвижно — и, возможно, только искусство сохраняет для наблюдателя осколки его памяти. Эдгар Инвокер (Edgar Invoker) — родился в Ростове-на-Дону, живет и работает в Санкт-Петербурге. Закончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Его персональные выставки проходят с 2013 года. В рамках групповых проектов работы Эдгара с 2012 года выставлялись в Испании, Португалии, Германии, Гонконге и США. Оформлял книги Виктора Пелевина «Синий фонарь» (М., 2014) и «Шлем ужаса» (М., 2015). Ведет собственный инстаграм @edgarinvoker