Вверх

Ольга Шепельская: «Я учусь у художника его видению. И не имеет значения, начинающий это художник или именитый»

IMG 2299 1
Ольга Шепельская, коллекционер и основатель галереи «Купол»

Ольга Шепельская — коллекционер, основатель галереи «Купол», резидента арт-платформы Cube.Moscow. До 20 февраля в пространстве проходит выставка Рустама Хамдамова «Нечаянные радости» из ее собрания. В интервью специально для Cube.Moscow Ольга рассказывает о том, как стала собирать искусство и важных встречах, которые определили ее как коллекционера.

Ольга, галеристами часто становятся коллекционеры. А как складывался ваш путь?

По профессии я экономист, работала в крупных компаниях, но искусство всегда было частью моей жизни. Я с детства сама рисовала, с удовольствием ходила по выставкам и музеям. В нашем доме всегда было много картин, а позже я начала коллекционировать.

Расскажите о первой работе, которая появилась в вашей коллекции.

В 2001 году я купила работу неизвестного автора, темную от лака и буквально с прорехой в центре холста. А после реставрации это полотно оказалось маленьким шедевром голландского мастера. Это превращение из «ничего» в сокровище меня вдохновило. А через некоторое время я приобрела графику Рустама Хамдамова, которая покорила меня тем, как в ней сочетаются изящество исполнения, легкость и магнетизм образов. Сегодня эти работы представлены на выставке «Нечаянные радости»

В какой момент вы осознали себя коллекционером?

Работы появлялись в нашем доме по-разному: кто-то дарил нам картины, кто-то из друзей приходил с просьбой о помощи. Тогда было нестабильное время. За каждой работой есть история, и в этом есть свое очарование. Настоящим собирателем я себя ощутила, когда коллекция набрала размах и я осознала ее целостность, нащупала ее лейтмотив. Если попробовать его описать кратко, то это «красота, знающая ХХ век». Здесь еще важно отметить, что встреча с Юрием Купером существенно изменила мой взгляд на искусство. Словно укрепила меня. У нас сложились дружеские отношения, мы стали регулярно обсуждать увиденное. Я начала ценить вещи, в которых и проявлен исторический контекст, и сохранена чуткость к «мёду бытия», как говорил Эрих Фромм.

Сколько сейчас работ в вашей коллекции?

Чуть больше 500 работ.

Какова структура вашей коллекции? И должна ли она быть жесткой?

У коллекции, безусловно, должна быть ясная структура. А вот логика развития может быть гибкой, меняться со временем. Изначально я покупала художников-шестидесятников (например, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Олег Целков), собственно, они и сейчас являются ядром моей коллекции. Мне ближе другое мышление. Для меня коллекция – это живой организм, и в рамках одного большого собрания всегда сосуществуют более узкие группы вещей, объединенные по принципу одного автора или сходной темы. На данный момент я фокусируюсь на работах, посвященных театру. Это театральные декорации, эскизы костюмов и сценография таких авторов, как Александр Бенуа, Эрте, Лев Бакст, Серж Фера, Юрий Купер, Михаил Шемякин. И, конечно, мне тоже свойственны экспрессивные покупки. Для меня коллекционирование — это страсть.

На что вы опираетесь, выбирая произведение в коллекцию?

Для меня определяющими являются два параметра: художественное качество работы и то, как она вписывается в моё собрание. Но, как я уже говорила, некоторые работы появляются в нашем доме стихийно, благодаря безусловной любви с первого взгляда.

Расскажите, где и как вы приобретаете искусство? Какие ярмарки, галереи? Покупаете ли напрямую у художников?

Пополнение коллекции происходит как через первичный рынок, так и посредством сделок с коллекционерами, галереями и аукционными домами. Безусловно, мы покупаем работы у наших коллег в Cube.Moscow. Так как я галерист и очень много сама работую с художниками, то, конечно, часто мне по душе приобретать искусство напрямую у авторов. Обычно это происходит в их мастерских, а там, конечно, царит особая атмосфера – атмосфера чистого творчества. Покупка напрямую у автора дает гарантию подлинности работы. К сожалению, сейчас подделывают даже произведения актуального искусства.

Какие работы окружают вас дома?

Экспозиция дома меняется постоянно, почти как в Cube.Moscow. В данный момент моих близких окружают работы Юрия Купера, Наталии Нестеровой и Валерия Харитонова. Это разнообразие создаёт свою атмосферу и в каждой комнате, и в доме в целом.

Как вам пришла идея создать галерею?

Это логичное объединение моих экономических и художественных компетенций. А еще галерея – плод моего дружного сотрудничества с дочерью. Сначала я приобщила ее к искусству как родитель, Виктория была моим соратником в походах на выставки. Затем этот интерес перерос в профессию – Виктория училась здесь, в Лондоне и Нью-Йорке. И тут сработало обратное влияние. Вернувшись домой, дочь помогла мне научно переосмыслить то, что я до этого собирала интуитивно. И выяснилось, что мы дополняем друг друга! И мы решили вместе создать галерею, которая открылась в марте 2020-го года.

IMG 2289
Ольга Шепельская и Виктория Михопулу

Что важнее просвещать или продавать?

В этом выборе я опираюсь на опыт российских галерей начала 1990-х, которые часто работали как фонды, беря на себя и просветительскую, и продюсерскую функции в отношении карьеры своих авторов, поддерживали их. Одновременно стремление поделиться опытом коллекционера также является значимым для меня мотивом. Поэтому я решила участвовать в разделе «частные коллекции» Cube.Moscow и представить свою выставку Рустама Хамдамова. У галереи «Купол» есть свое галерейное пространство и есть специальные проекты, которые мы делаем в сотрудничестве с музеями и различными выставочными площадками России.

За 2022 год вы участвовали в проведении 15 выставок на различных площадках Москвы, как Вы выбираете художников?

Наша галерея представляет работы послевоенного и современного искусства, поэтому наша задача познакомить коллекционеров с работами перспективных молодых российских художников, а также позволить по-новому взглянуть на работы знаковых фигур арт-рынка, чьи имена давно известны и в России, и за рубежом. Всегда стараемся чередовать таких художников, чтобы завлечь разные категории покупателей. При выборе художников опираемся на свой вкус, место художника в истории искусства, смотрим на технику и качество работы.

Давайте рассмотрим эту стратегию на примере текущей выставки Рустама Хамдамова в Cube.Moscow?

В конце 1990-х работы Рустама Хамдамова часто экспонировали в России и за рубежом. Моей задачей было показать молодому зрителю многогранность таланта Хамдамова. Интегрировать его работы в контекст бурно развивающегося Cube.Moscow и молодых авторов. Я верю, что живописное мастерство Хамдамова и умение создавать вневременные образы может вдохновить художников на поиск собственного языка.

А как в галерее «Купол» строится взаимодействие с художниками?

Продолжим также на примере выставки «Нечаянные радости». Рустам сам создал экспозицию, тщательно выбирая вещи из моего собрания. Я очень рада, что у нас есть возможность напрямую работать с авторами. Я учусь у художника его видению. И не имеет значения, начинающий это художник или именитый. А кураторы не всегда отражают видение художника в своих экспозициях.

Давайте вернемся к коллекционированию. Куда пойти начинающему собирателю за покупкой искусства?

Прежде чем отправиться за покупкой, коллекционеру-новичку стоит почитать профильную литературу и честно ответить себе на ряд вопросов. Какое искусство мне нравится? Что я хочу собирать: живопись, керамику, скульптуру, фотографию или тиражную графику? Мне созвучна смелость мышления молодых художников или инвест-надежность уже признанных мастеров? Какой ценовой диапазон я могу себе позволить? Все эти вопросы помогут определить направление для поисков и сформировать концепцию коллекции. Однако главное во всем этом — приобретать именно те работы, в которые вы искренне влюблены.

А с точки зрения финансов с чего удобнее начинать?

Проще всего начать с приобретения тиражных и графических работ. Посещайте галереи и арт-ярмарки, следите за любимыми художниками в социальных сетях и заходите на страницы онлайн-проектов, продвигающих современное искусство, — именно так можно обнаружить недорогие работы, с которых, возможно, и начнется ваша коллекция. Особенно рекомендую Cube.Moscow. Этот передовой арт-кластер, популяризирующий современное искусство, дает для начинающего коллекционера лучший выбор.

Считаете ли вы коллекционирование инвестицией?

Безусловно, коллекционирование может быть инвестицией. Приобретение предметов искусства и последующая их перепродажа может принести существенную прибыль, особенно когда речь идет о первых именах. С инвестициями в начинающих авторов намного сложнее. Молодые художники проходят долгий путь, прежде чем на их произведения появится стабильный спрос. И здесь все зависит от преданности ценителей-собирателей, готовых рискнуть и поверить в автора в начале его пути. Однако, опираясь на свой опыт, подчеркну, что коллекционирование все-таки становится делом жизни, отражением того, кто коллекционирует, его мыслей, образа жизни и выбора сердца.

Интервью: Дарья Гнашко
2 февраля 2023

Для корректной работы сайта рекомендуется отключить VPN.

x