Вернуться наверх

Иммерсивная выставка «Последний марш» Наума Медового и Никиты Шохова

Иммерсивная выставка «Последний марш» Наума Медового и Никиты Шохова

«Последний марш» — иммерсивный проект американского художника, режиссера-документалиста Наума Медового (1937), который совместно с видеохудожником Никитой Шоховым (1988) и композитором Олегом Макаровым (1979), рассказывает о трагедии миллионов военнопленных, пропавших без вести во время Второй Мировой войны. Сопоставляя кадры военной хроники со сценами сегодняшней жизни, снятыми в Москве, Нью-Йорке и Берлине, художники размышляют о жизни людей тогда и сегодня, коллективной истории и социальной памяти, нашей общей ответственности, которую мы несем за будущее. «Наш проект поможет зрителю проживать очень личный эмоциональный опыт», — говорит Наум Медовой. Диалог между двумя разными поколениями художников выстраивает культурный мост между американской и российской арт-сценами.

Идея проекта Медового сфокусирована на Второй Мировой войне как наиболее значимом событии новейшей истории. В основу выставки легла документальная поэма «Без вести пропавшим и их близким посвящается» из цикла «Последний марш», снятая в 1972 году Наумом Медовым совместно с Евгением Хлевнером. Тогда, тема советских военнопленных и пропавших без вести была запретной. На многократные правки 30-ти минутного фильма ушло два года.  Иносказательная поэтическая форма фильма, в котором не было слов диктора, но была эмоция, адресованная еще помнящим войну, позволила авторам добиться цензурного утверждения. В 1982 году, благодаря рекомендации близкого друга и художника-нонконформиста Олега Целкова, Иосиф Бродский помог Медовому показать фильм на американском телевидении под одноименным выставке названием.

Никита Шохов рассказывает: «Как художник я работаю с документальным материалом и в последнее время с визуальными иммерсивными медиа. Мне было интересно участвовать в этом проекте, так как я увидел большой потенциал иммерсивной документальности, которая связывает разные исторические эпохи. У нас с Наумом сложился продуктивный диалог как с художником старшего поколения».

На выставке будет показана иммерсивная 10-канальная видеоинсталляция, в которую вошли архивные материалы советской и немецкой кинохроники времен Великой Отечественной войны,  современные документальные съемки, сделанные в Москве, Нью-Йорке и Берлине. Экраны в человеческий рост позволят зрителю стать очевидцем прошлого, наблюдая за ними из настоящего. На выставке будет показан цикл графических работ. Взяв за основу распечатанные черно-белые кинокадры из фильма, Медовой наложил на них образы полевых цветов как символов вечного женского ожидания близкого человека. Контрастное сочетание выцветших черно-белых снимков с живописью соединило и трагедию войны, и память погибшим, и радость великой победы.

Выставочное пространство переплетается со звуками военной хроники и электронным звуковым рядом, созданным саунд-художником Олегом Макаровым.

Кураторы выставки – Антонио Джеуза, Анна Евтюгина.

Информационные партнеры