- 10 октября арт-пространство будет закрыто
PA Gallery представляет персональную выставку «Олег Хвостов: морфология примитива. Ранние работы». Ключевой сценарий творческой эволюции Олега Хвостова — обретение собственной идентичности в художественной истории. О высоком градусе саморефлексии свидетельствует обилие автопортретов (свыше десяти тысяч), а непрерывное соотнесение себя с классической традицией вылилось во множество авторских ремейков знаменитых полотен.
В итоге Хвостову удалось создать не просто оригинальный стиль, но индивидуальную живописную вселенную с устойчивым образным репертуаром, в котором вспаханные поля, цветущие сады и пасторальные коровьи стада соседствуют с пышными ню и плодами, парящими в невесомости. Его предметность тотально мягкая и гладкая, очищенная от шероховатостей вещного мира. А холодное равномерное освещение усиливает сходство с компьютерной игрой.
К этой частной романтически-идеализированной утопии, похожей на планету-игрушку из рассказа Роберта Шекли «Заповедная зона», художник шел на протяжении полутора десятков лет. Унаследовав от «Товарищества Новые Тупые» антиинтеллектуалистский пафос высказывания, ставший одной из реакций искусства девяностых на высоколобость московского концептуализма, Хвостов все же присягнул на верность живописному медиуму.
Аналитизм постмодернистской оптики Хвостова заключен в используемом им комплексе художественных средств. С примитивистской морфологией он обращается как с готовым художественным языком, давно ставшим хрестоматийной классикой и доступным для препарирования.
Экспозиция состоит из работ, созданных с конца девяностых до середины нулевых. Она показывает лабораторию выразительных средств художника, из которых к 2010-м постепенно «кристаллизовалась» узнаваемая авторская эстетика.
Константин Зацепин, куратор выставки
О художнике:
Олег Хвостов родился в Ленинграде в 1972 году. В искусство пришел через самообразование. С конца 1990-х присоединился к «Товариществу Новые Тупые». Вдохновленные дадаизмом и поэтикой группы ОБЭРИУ, участники группы практиковали абсурдистские перформансы. Хвостов, однако, избирает своим медиумом живопись.
Его творчество начала нулевых тяготеет к портрету и отличается брутальным экспрессионизмом. В контрастной психоделической гамме автор переосмысляет сюжеты классики от Рафаэля и Леонардо до Мазаччо или Гойи, вскрывая в них первичный витальный импульс. Также работы тех лет включают групповые изображения коллег по «Новым тупым» и многочисленные автопортреты.
К середине 2000-х Хвостов формирует индивидуальный язык и собственную живописную вселенную, переключаясь на пейзаж. Эта вселенная тотально гладкая и ровная, в ней нет шероховатостей и нестыковок предметного мира. Все формы, будь то вспаханные поля, деревья, пасторальные коровы или красочные абстрактные сферы, предстают словно кристаллизованными в результате неких химических процессов.